Мы живем в удивительной стране: руководитель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, проворонившая гигантские денежные потери экономикой России, получает Орден Почета. Руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин, «осчастлививший» россиян повышением НДС со следующего года – даже и не думает оглядеться по сторонам, задумавшись о государственных последствиях своих «изобретений». Словно буровая машина, вгрызающаяся в социальное тело страны, не покладая рук работают эти господа над схемами охоты за трудовыми доходами граждан, полагая, что люди ничего не понимают.
Недавний скандал с заявлением свердловской чиновницы о том, что-де «государство вам ничего не должно, оно не просило вас рожать», похож на продолжающийся сеанс срывания масок уставшими артистами. Не выдерживают некоторые «хозяева жизни» того уровня актерского мастерства, который требуется при социально-экономической системе, существующей в современной России. Действительно, по Конституции наша страна – социальное государство, декларирующее своей целью поддержание благополучия граждан. Все бюрократы и придворные политики выучили словосочетания «сбережение населения», «социальная поддержка», «государственная помощь». Также большинство из них усвоило правила фактического кодекса поведения «нового дворянства»: глядя на какую-либо статью бюджета или сферу экономики – быстро просчитывать свою личную выгоду от соприкосновения с данной историей. Но иногда система стопорится и дает сбои: начальник начинает говорить то, что он действительно думает.
В настоящей, реальной системе координат наших «верхов» российские граждане – от бюджетника до мелкого лавочника – податное население, способное лишь платить оброк, дань и нести тягло. Доить такого подопечного – милое дело, нужно лишь иметь должность и соответствующие рычаги. Государство в этом ракурсе, действительно, ничего не должно. Наоборот, ему должны. Ну а встать под знамена государства и объявить себя его воплощением – навык, нарабатываемый с годами на соответствующей службе.
Как показывают результаты соответствующих журналистских и ведомственных расследований, аппетиты околовластных прихлебателей, а также их покровителей наверху с годами лишь увеличиваются. Бюджет же, в силу зацикленности на пресловутой нефтяной игле и уничтожении остатков советского промышленного наследия, движется в сторону сокращения. Чиновничьи взгляды устремляются лишь в одну сторону: «а не завалялось ли чего лишнего у простого россиянина?». Другое дело, что на дворе XXI век, просто так на темную ночную дорогу не выйдешь, нужны средства, соответствующие прогрессу. И вот «палочкой-выручалочкой» оказывается налоговая служба, способная в умелых руках творить чудеса.
В роли такого «волшебника» в нашем случае выступает господин Мишустин, руководитель той самой ФНС. Именно ему в этой истории выпадает жребий придумать и воплотить очередное чудесное превращение «плана по сбору налогов» в конкретные денежные знаки. Выкачать как можно больше кровных, заработанных грошей у россиянина – его прямая сверхзадача, смысл его бюрократического существования. Не считаясь с оголтелой «пенсионной реформой», повышением НДС, нам на голубом глазу объявляется о появлении налога на самозанятых. Ни о каком введении прогрессивного налогообложения с миллиардных доходов отечественных олигархов г-н Мишустин даже не заикнулся, хотя предложить вариативность налоговых поступлений – его прямая обязанность. Сохранить хороший аппетит и благодушную негу «Трех толстяков» – одна из главных, но не декларируемых задач российской политической архитектуры. Зачем беспокоить несколько десятков семей, когда можно растормошить десятки миллионов соотечественников?
Но во всей этой картине возникает одна маленькая деталь: хоть наши граждане и отодвинуты «заботливой» рукой от самостоятельной уплаты налогов в ФНС, однако они научились, благодаря массовому советскому образованию, как читать то, что написано в законах, так и прекрасно считать. Регулярное повышение налогов одновременно во всех направлениях видно невооруженным глазом даже человеку с запущенной стадией катаракты. Постоянное вытягивание ведомством Мишустина денежных средств россиян прямыми и обходными путями начинает раздражать уже даже самых ленивых и безразличных. Когда кусает комар – еще стерпеть можно, если нападает пиранья, тут не до смеха. Выжить бы.
Когда в одной части чиновничьей братии звучит мантра о государстве, ничем не обязанном гражданину, а на другой стороне г-н Мишустин вооружает своих хлопцев изощренными инструментами по изъятию налогов у населения, у последнего возникает вопрос: а должны ли мы что-то такому государству? Крепостное право отменили в позапрошлом веке, неужели господин Мишустин и его начальники не выучили уроков российской истории? Они точно помнят, чем все кончилось? Мы помним…
Артем Захаров