Празднование 25-летия российской Конституции оставило тягостное, искусственное впечатление. Так бывает, когда реально праздновать особо нечего, да и не хочется, но приличия обязывают. Президент Путин 11-12 декабря провел кучу всяких торжественных встреч и мероприятий, но они не особо вдохновляли. Сначала он посетил церемонию прощания с «бабушкой русской правозащиты» Людмилой Алексеевой. В зале Дома журналиста в момент приезда Путина сидели в основном люди, которые действующую власть и самого президента, мягко говоря, недолюбливают. Есть у них на то и субъективные, и объективные основания. Поэтому я, если честно, не удивился бы, если кто-то при появлении Путина выступил с каким-нибудь политическим демаршем. Но, видимо, траурный характер церемонии сдерживал эмоции, да и многие наши интеллигенты только на словах «смелые и непримиримые». Однако в целом, было заметно, что Путин чувствует себя неуютно, поэтому его пребывание на церемонии ограничилось всего двумя минутами. Осталось какое-то неловкое послевкусие. На мой взгляд, лучше бы не приезжал.
Затем президент открывал памятник писателю Солженицыну, 100-летие которого отмечалось в тот день. Понятно, что даты просто совпали – юбилей Солженицына и юбилей Конституции. Но, опять же, Солженицын в нашей истории фигура далеко не однозначная и не консолидирующая общество. Писатель неплохой, но его политическая ангажированность в духе яростного антисоветизма многих справедливо возмущает. Поэтому открытие его памятника ничего праздничного в себе не несло, а опять разделило страну на два лагеря и породило ожесточенные споры.
И наконец, в этот же день Путин провел заседание Совета по правам человека, при нем же и созданного. Это заседание оставило ощущение еще более натужное и фальшивое. Правозащитники, которые за спиной зачастую клянут Путина последними словами, натягивали улыбки и заглядывали президенту в глаза, преследуя прагматичные цели – замолвить слово за несправедливо осужденных, как например за 77-летнего Льва Пономарева, которого как будто специально арестовали на 25 суток, чтобы создать «трагичный» фон празднованию юбилея Конституции. И на этом фоне фраза Путина про то, что «мы же не хотим, чтобы у нас было, как в Париже», прозвучала как-то тревожно и двусмысленно, потому что создалось ощущение, что власть уже именно к таким событиям и готовится, понимая, что своей политикой рано или поздно доведет народ до крайних шагов.
Да, потом были еще торжественные приемы в Кремле, государственные награды, встреча с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным, который давно утратил свою былую принципиальность и превратился в эдакого «придворного старца», устало обосновывающего правильность любого решения власти. Но по совокупности всех этих торжеств никакого ощущения праздника так и не возникло. Скорее, присутствовало чувство неловкости.
В целом, искусственность «конституционных» торжеств меня совсем не удивляет. Безусловно, не стоит забывать о том, при каких обстоятельствах современная Конституция принималась. Это был декабрь 1993 года. Совсем недавно Ельцин расстрелял из танков абсолютно законный на тот момент Верховный Совет, арестовал своих политических соперников и в «пожарном темпе» провел референдум по новой Конституции. Кстати, проголосовало за ее принятие только 31,02% от числа зарегистрированных в России избирателей, поэтому говорить о какой-либо всенародной поддержке просто не приходится. Тем не менее, итоги этого мутного референдума (кстати, последнего в нашей постсоветской истории) были признаны законными, — так вот и получили мы действующую Конституцию. Не даром, в народе ее часто называют «конституцией на крови», что недалеко от истины.
О несовершенстве многих положений этой Конституции сказано немало, ее суперпрезидентский характер, наложивший крайне негативный отпечаток на процесс развития гражданского общества в стране, тоже является аксиомой. Но самое главное – власть извращает в свою пользу и такую несовершенную Конституцию, особенно те ее положения, которые в той или иной степени направлены на защиту прав народа. Несмотря на социальный характер нашего государства, закрепленный в Конституции, мы практически ежедневно сталкиваемся с абсолютно антисоциальной политикой чиновников всех уровней. Норма Конституции, запрещающая издавать законы, ухудшающие положение граждан, попирается с завидной регулярностью, последний яркий пример – проклятая пенсионная реформа. Свобода слова и собраний ущемляются так нагло и цинично, что об этом знают даже школьники младших классов. Про манипуляции с президентскими сроками и региональными выборами и говорить не приходится. И так далее – по списку.
То есть, в путинской России нормы Конституции во многом превратились в театральные декорации, за которыми власть проводит свою циничную и корыстную политику в интересах узкого, «элитного» меньшинства населения. Но при этом носит маску «конституционности» и празднует юбилеи. Народ, конечно, все это видит, берет пример с властей и тоже к Конституции относится, мягко говоря, без особого почтения. Поэтому и получился праздник 25-летия основного российского закона таким пустым и фальшивым. Потому что все понимают, что это фарс и спектакль. Что в стране главенствует не закон, а «понятия».
Думаю, бесконечно этот спектакль длиться не будет. Впереди большие перемены. Скорее всего, ждут серьезные изменения и Конституцию. Но для того, чтобы это были изменения в лучшую сторону, всем неравнодушным гражданам страны надо уже сейчас активизироваться, объединяться, участвовать в политике, ходить на митинги и на выборы. Потому что весь этот фарс возможен только с молчаливого согласия большинства, которым так ловко пользуется власть.
Ну а для начала обращусь к жителям Приморья, которым 16 декабря предстоит участвовать в повторных выборах губернатора. У вас в крае как раз разыгрывают очередной акт общероссийского антиконституционного спектакля, заведомо фальсифицируя выборы и навязывая удобного для Кремля кандидата. Очень надеюсь, что в это воскресенье вы, уважаемые приморцы, дадите на избирательных участках адекватный ответ тому унижению, которому вас подвергают, фактически принуждая голосовать за кандидата от власти. Этим вы продемонстрируете всей стране отличный пример гражданского достоинства, а также покажете власти, как надо соблюдать Конституцию!
Сергей Удальцов