На днях мы услышали из уст премьер-министра Дмитрия Медведева предложение обсудить вопрос о переходе в России на четырехдневную рабочую неделю. Он даже дал поручение Министерству труда до 30 сентября этого года оценить перспективы такой инициативы. Как же все это понимать?
Уверен, что главная цель таких заявлений – пропагандистская и предвыборная. На фоне столичных протестов и крайне низких рейтингов партии власти глава правительства решил выступить с громкой инициативой, чтобы привлечь население страны этой, на первый взгляд, привлекательной идеей. Явно прослеживается попытка создать ощущение, что власть начала реально заботиться о народе, хочет облегчить его жизнь, предоставить больше времени для отдыха и досуга. Не сомневаюсь, что после выборов эту инициативу заболтают, признают преждевременной и направят на «доработку». Так что, на мой взгляд, это очередная «разводка от Димона», который пытается не очень умело перебить у граждан послевкусие от пенсионной реформы и задобрить граждан перед проблемными для властей выборами.
Но давайте все же для порядка разберемся в самой сути инициативы по сокращению рабочей недели. Суть эта, безусловно, тоже крайне лукавая. Если обратиться к Трудовому кодексу Российской Федерации, то в статье 91 сказано, что «нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю». Формулировка размытая, в духе либеральных авторов данного кодекса, который с боями был протащен через Госдуму еще при раннем Путине в 2001 году. Но отметим, что эта формулировка касается рабочего времени, а не количества рабочих дней в неделю. При этом статья 100 Трудового кодекса говорит о том, что на основании коллективного договора и трудового договора с работником может применяться пятидневная рабочая неделя, шестидневная рабочая неделя, неполная рабочая неделя и так далее. То есть варианты могут быть разные – 40 часов в неделю можно разбить на 5 дней, можно на 6, а в принципе можно и на 4.
То есть, инициатива Дмитрия Медведева, если понимать ее буквально, может привести к тому, что работникам придется трудиться 4 дня по 10 часов. С учетом обеденного перерыва и времени на дорогу до работы и обратно получается изнурительный график, вредный для здоровья. После таких 4 рабочих дней сутки придется просто приходить в себя, так что лишний выходной сразу «вылетает в трубу». По сути дела, Медведев озвучил крайне сомнительную идею, которая, зная алчный характер большинства наших работодателей, приведет не к улучшению положения работников, а, наоборот, к ухудшению. И самое любопытное в этой истории – горячая поддержка данной инициативы со стороны «как бы профсоюзов» ФНПР, которые тут выступают явно не в интересах трудящихся.
Наш премьер-министр «денег нет, но вы держитесь», конечно, ссылается на опыт европейских стран. Действительно, жители Нидерландов работают всего 29 часов в неделю, и чаще всего это время разделено на четыре дня. Рабочую неделю продолжительностью четыре дня в неделю практикуют также в Норвегии, Дании, Швеции, Италии, Франции. В Дании и Норвегии в среднем трудятся 33 часа в неделю, обычно по гибкому графику. В Германии, Бельгии, Франции и в Ирландии обычно работают не больше 35 часов в неделю. Такая же продолжительность трудовых будней и у швейцарцев. Но давайте отметим, что во всех этих странах присутствует не только сокращенная рабочая неделя, но и меньшая продолжительность рабочего времени в неделю. А Дмитрий Медведев нам об этом ничего не говорил. Так что тут явно попахивает очередной аферой, которая, помимо всего прочего, может привести еще и к уменьшению заработной платы работников, которая в России и так крайне невысокая.
Если подвести краткий итог, то нам всем надо не слушать очередные сказки правительства, развесив уши, а общими гражданскими усилиями добиваться от властей реального повышения зарплат, начиная с уровня прожиточного минимума. Ведь в России только по официальным данным 5 миллионов работающих (!) граждан получают зарплату ниже прожиточного минимума, находятся за чертой бедности, живут в откровенной нищете. Вот чем надо заниматься властям, а не выдвигать сомнительные прожекты. Хотя, конечно, выдвигать прожекты гораздо приятнее, чем реально работать над повышением благосостояния народа. Однако, похоже, это и не входит в планы путинско-медведевской команды. Полуголодным населением, с их точки зрения, проще управлять.
Что же касается продолжительности рабочего времени, то здесь гораздо логичнее выступать с требованием не сокращения рабочей недели, а сокращения продолжительности рабочего дня. Сто лет назад трудящиеся всего мира с боями отвоевывали право на 8-часовой рабочий день. За сто лет прогресс шагнул далеко вперед, поэтому сегодня давно пора ставить вопрос о поэтапном сокращении рабочего дня до 7, а затем и до 6 часов при сохранении пятидневной рабочей недели. При таком раскладе рабочее время будет распределяться равномерно, работники будут трудиться максимально эффективно, но без перегрузки, получая при этом ежедневно гораздо больше времени на досуг и семейные дела. Думаю, именно такая повестка должна быть сегодня у всех прогрессивных политических организаций и реальных профсоюзов
P.S. Ну и не забудьте 8 сентября прийти на выборы, чтобы уже сейчас сделать шаг в сторону перемен
Сергей Удальцов