Вопрос, вынесенный в заголовок этой заметки, с точки зрения фактической не содержит проблемы, так как известно, что еще до выдвижения кандидатуры Павла Грудинина на съезде КПРФ 23 декабря 2017 года, на интернет-праймериз, организованных Левым Фронтом в ноябре-декабре, Грудинин по итогам второго тура с перевесом в 53% против 47% у Юрия Болдырева стал победителем этого электронного голосования, в котором участвовало около 16 тысяч человек. Официальное решение Совета Левого Фронта от 28 декабря о поддержке кандидатуре Павла Грудинина также опиралось на электронный опрос, проведенный после решения съезда КПРФ, в ходе которого более 80% уже только участников нашего движения высказалось в поддержку решения КПРФ против тех, кто предлагал тактику бойкота выборов или поддержку другой кандидатуры.
Эта фактическая сторона событий, которая отражала поддержку активом Левого Фронта идеи о том, что на предстоящих выборах необходимо выдвижение от левых сил России нового, свежего кандидата, который мог бы привлечь на свою сторону не только членов и сторонников КПРФ, а более широкий круг избирателей. Мы в этой связи признательны руководству КПРФ за то, что такое разумное предложение было поддержано на съезде 23 декабря.
Но сегодня, особенно с учетом той критики, которой это решение подвергнуто радикальными коммунистами, тех инсинуаций, которые развернуты и в официальных СМИ, и в некоторых левых Интернет-ресурсах о «миллиардере», «помещике», «олигархе» Грудинине, о «согласованной с администрацией президента» кандидатуре «оппортунистической» КПРФ, ответ на поставленный в заголовке вопрос требует глубокого политического и теоретического анализа.
С точки зрения политологии выборов мы видим, что кандидатура Грудинина вызвала живейший интерес у наших избирателей. Уже через неделю после съезда КПРФ по данным социологических опросов Грудинина готовы были поддержать около 8% избирателей — при том, что тогда он был известен не более чем 20-25 % опрошенных. Это значит, что по мере развертывания агитационной кампании и повышения узнаваемости Павла Николаевича у него появятся шансы (если он не сделает грубых ошибок) набрать больше голосов, чем получали представители КПРФ на президентских выборах 2012 и 2008 годов (около 17 %). А мы полагаем, что чем больше голосов получает на выборах левый кандидат, тем в большей мере апатия и разочарование левых избирателей будет сменяться уверенностью и упорством в борьбе за интересы трудящихся России. Тем больше шансов, что колеблющиеся и сторонящиеся от защиты своих прав и на предстоящих выборах, и в своей повседневной жизни готовы будут поддержать сторонников социалистического пути развития России.
В этой связи, пример социальных благ и условий жизни и работы, прекрасных школ и детских садов, которые создал для работников своего ЗАО «Совхоз им. Ленина» «красный директор», человек дела Грудинин будет также иметь большое агитационное значение для потерявших веру в возможность изменить свою жизнь к лучшему нищающих граждан России. Но для нас более принципиальное значение, нежели личность социально-ответственного капиталиста Грудинина, имеет его избирательная программа, которая должна стать стержнем всей агитационной работы левых сил в период избирательной кампании.
«20 шагов Грудинина», 20 пунктов этой программы, ярко и понятно сформулированных, отвечают не только интересам, но и пониманию большинства народа России, адекватны и реальны в нынешней исторической ситуации. Главный смысл этой программы — осуществление крутого поворота от олигархического капитализма к социальному государству, в результате которого богатства России, ее природные, промышленные и финансовые ресурсы будут поставлены на службу народу.
В основе этой программы – идеологические положения всех левых сил России о национализации стратегически важных и системообразующих отраслей промышленности, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, ведущих банков. Это даст импульс реиндустриализации и модернизации России, принесет казне триллионы рублей ежегодно; позволит сформировать бюджет развития вместо бюджета обнищания и деградации, выполнить обязательства кандидата о повышении жизненного уровня избирателей.
Для Левого фронта, который на данном этапе развития российского общества и соотношения классовых сил в стране выдвигает программу антиолигархических преобразования, а в конечном счете — антиолигархической революции, перерастающей постепенно в революцию социалистическую, программа Грудинина является разумной, реальной и перспективной.
Мы подготовили свои наказы кандидату Грудинину, которые дополняют эти 20 пунктов важными, на наш взгляд, задачами реформирования трудового законодательства: обеспечение реального права на создание профсоюза и организацию забастовки; прекращение коммерциализации образования, здравоохранения, науки и культуры; проведение коренной политической и судебной реформы, восстановления прав граждан на проведение публичных акций в уведомительном, а не разрешительном порядке. Надеемся, что эти требования будут поддержаны не только кандидатом, но и его избирателями.
Как известно, кандидатура Грудинина была поддержана не только КПРФ, Левым Фронтом, но и национально-патриотическими силами России, в состав которых входят организации, объективно представляющие интересы не только малого и среднего бизнеса, но и национально-ориентированные круги национальной буржуазии. Они также заинтересованы в преодолении экономической зависимости России от Запада, усилении государственного регулирования экономики, прекращении либеральных экспериментов в экономической и социальных сферах, проводимых правительством Путина.
В отличие от наших «ортодоксальных» критиков слева, нас не пугают эти факты. Более того, и опыт Коминтерна, и классовый марксистский анализ, если проводить его без слепого догматизма, доказывает возможность совпадения интересов пролетариата, всех трудящихся, заинтересованных в развитии экономики и обеспечения национальной независимости России, с интересами этих слоев буржуазии. Конечно, на данном, антиолигархическом этапе преобразований. Более того, такой межклассовый союз не только усиливает социальный и политический напор на компрадорский правящий режим, только прикрывающийся патриотической риторикой, но и позволяет сдвинуть борьбу трудящихся за свои права и интересы с той мертвой точки, в которой мы сейчас находимся.
Вот почему мы отвергаем демагогию тех, кто громко кричит о несовместимости марксизма с парламентскими методами борьбы, кто проповедует недопустимость для революционеров выдвижения лозунгов социального государства, кто обвиняет нас в отказе от развития классового рабочего движения в России. Как будто их призыв к бойкоту выборов, отказ от поддержки единого кандидата лево-патриотических сил содействует развитию профсоюзного и рабочего движения в России. Как раз наоборот, решение этих задач связано с успехом избирательной кампании Грудинина, с развитием массового движения трудящихся в его поддержку. Как-то алогично, упрекая нас в оппортунизме и парламентском кретинизме, они полагают, что если не мы, а они выдвинут своего, рабочего, но маловлиятельного кандидата на тех же президентских выборах, то они решат те задачи, которые, как учил Ленин, не в ходе выборов решаются.
Мы не обольщаемся кандидатурой Грудинина и не сеем иллюзий, что он один решит все социальные проблемы России. Мы понимаем, что опускание избирательного бюллетеня в урну в условиях буржуазного строя не ведет к его свержению и замене социализмом. Но мы глубоко убеждены, что массовая пропаганда левых идей и самоорганизация трудящихся в ходе избирательной кампании и на основе ее успехов создадут реальные предпосылки к коренному переустройству российского общества в интересах людей труда. Исходя из этих положений хочу в заключении выразить уверенность, что намеченный на 3 февраля съезд Левого Фронта не только поддержит кандидатуру Грудинина, но и обеспечит активное участие наших активистов в его избирательной кампании.
Евгений Козлов, Левый Фронт — Ленинград