Послание Путина-2020 превратилось в начало спецоперации «транзит власти». Разговоры про социальный формат послания во многом оказались «прикрытием» для подготовки этой самой спецоперации, — все как любит наш бесконечный президент. Как я и предсказывал несколько дней назад https://echo.msk.ru/blog/udaltsov/2570023-echo/, ни о какой смене социально-экономического курса, которая реально могла бы запустить процесс преодоления бедности и установления в стране климата социальной справедливости, речь в послании не шла. Ни слова про национализацию сырьевых компаний, прогрессивную шкалу налогов, отмену пенсионной реформы, создание Госплана, реальный рост зарплат и пенсий сказано не было. Да, Путин проанонсировал ряд адресных социальных программ, но при профиците бюджета и падающих рейтингах власти было бы странно, если бы народу не подкинули немного сладких «пряников». Все вполне логично и ожидаемо в этом плане.

Зато в пожарном темпе стартовала пресловутая операция по передаче власти после 2024 года от Путина к Путину. Об этом в последнее время не говорил только ленивый, поэтому в целом удивляться не приходится. Напомню, что уже давно обсуждались несколько вариантов сохранения Путина у власти – через Госсовет (по казахскому сценарию), через увеличение полномочий парламента и через создание Союзного государства с Белоруссией. Так вот – предложенные в послании изменения в Конституцию оставляют для Путина свободу маневра.

После внесения изменений в Конституцию он может стать главой Госсовета с прописанными в основном законе стратегическими полномочиями, или может переместиться в руководство парламента, который будет формировать правительство, или тот же Госсовет станет главным органом власти в Союзном государстве с Белоруссией (батька Лукашенко, конечно, упирается, но могут и «дожать»). При этом новая редакция Конституции теоретически даже оставляет лазейку, при помощи которой Путин снова будет напрямую выдвигаться в президенты, обосновав это тем, что раньше он «царствовал» на основании старой редакции. Уверяю вас, наш ручной Конституционный суд при необходимости подтвердит законность такого «маневра». Ну а если все же следующим президентом будет некий «преемник», то его полномочия предусмотрительно ослабляются, как говорится – на всякий случай. Кто может стать таким «преемником», гадать сейчас бессмысленно, так как все опять же будет реализовано в формате «спецоперации» под прикрытием различных отвлекающих телодвижений. Теоретически, и Медведева еще рано списывать из потенциальных «преемников», благо с неблагодарной премьерской позиции его увели в тень Совета безопасности, да и формальным лидером правящей партии он остался.

Из всего озвученного в послании ясно только одно. То, что мы все с вами и так знали. Путин и его окружение хотят оставаться у власти бесконечно. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Да и просто опасно от власти уходить, так как рыльце сильно в криминальном пуху. Могут банально и в тюрьму посадить, если упустить власть из своих загребущих лап.

Новый премьер-министр Мишустин, продолжающий «медвежью традицию» на этом посту, пока воспринимается как технический премьер типа Фрадкова-Зубкова (хотя плох тот солдат, который не хочет стать генералом). Но очевидно, что этот либерал-технократ и ставленник Кудрина-Кириенко не оставляет народу надежд на «левый поворот» в экономике. Будет продолжаться неолиберальный курс в интересах крупного капитала, как и было все 20 предыдущих путинских лет.

Что же в этой ситуации, когда политическая инициатива находится у Кремля, делать оппозиции? Думаю, надо как в восточных единоборствах постараться использовать силу противника для укрепления собственных позиций.

Мы видим, что для реализации своего коварного «транзитного» плана Путин готов передать больше властных полномочий Госдуме, выборы в которую должны состояться осенью 2021 года. При этом формат спецоперации не исключает назначения досрочных парламентских выборов уже в этом году, тем более властям будет удобно их совместить с проанонсированным всенародным голосованием по поправкам в Конституцию. Как говорится, взять нахрапом, обеспечить любым «относительно законным способом» конституционное большинстве «Единой России» (возможно в формате блока с ОНФ) и обеспечить Путину максимальное пространство для маневра в 2024 году (а может и раньше).

Однако усиление роли парламента, предложенное Путиным, упирается в отсутствие в России нормальных выборов и практику зачистки неудобной для Кремля оппозиции на подступах к избирательным кампаниям. Не решив этот вопрос в плане демократизации выборного законодательства и правоприменения, напряжения в обществе снять не получится. Но совершенно очевидно, что решать этот вопрос таким образом в Кремле не собираются. А это значит, что грядущие выборы в Госдуму с большой долей вероятности опять будут сопровождаться беспределом властей на всех этапах избирательной кампании, потому что другим способом обеспечить «единороссам» конституционное большинство практически невозможно. А это, в свою очередь, может катализировать массовые протестные выступления рассерженных граждан.

В такой ситуации для реальной оппозиции (как слева, так и справа) критически важно объединить усилия и превратить выборы в Госдуму в битву за будущее России. Необходимо сформировать на базе партий, имеющих право участвовать в парламентских выборах без сбора подписей, мощную и яркую команду кандидатов. При этом ни в кое случае нельзя идти на порочные компромиссы с Администрацией президента, которая привыкла чуть ли не пофамильно «согласовывать» всех кандидатов от оппозиции. Только принципиальность, честность и открытость смогут позволить добиться успеха.

Для лево-патриотических сил сценарий консолидации на парламентских выборах очевиден, мы давно о нем говорим. Нужно сформировать широкую коалицию на базе КПРФ и вместе работать на результат, при этом беспощадно разоблачать всевозможных спойлеров типа «Коммунистов России» и им подобных. Прошедшая в конце декабря прошлого года большая конференция «Россия-2024: Левый поворот или национальная катастрофа» показала, что в руководстве КПРФ такая тактика действий находит понимание. Поэтому в ближайшее время необходимо оформлять такую лево-патриотическую коалицию и форсированными темпами готовиться к выборам, тем более, если они будут досрочными.

И, конечно, надо послать Кремлю четкий сигнал, что в случае беспредела в отношении наших кандидатов мы будем организовывать масштабный уличный протест, где скорее всего, как и в 2011-2012 годах, сформируется тактическое объединение разных оппозиционных сил. Власть этого боится, как огня – вот пусть и подумает, нужно ли устраивать очередной «выборный террор».

Если нам удастся добиться того, что выборы в Госдуму пройдут без явных нарушений на всех стадиях, то у оппозиции, в первую очередь лево-патриотической, есть хорошие шансы не допустить доминирования «Единой России», которая у многих граждан вызывает стойкое раздражение и неприятие. И тогда сценарий транзита, разработанный под Путина, может быть нами существенно изменен. Получив сильные фракции в Госдуме, представители оппозиции смогут войти в Правительство и серьезно укрепиться, мобилизовав своих сторонников перед выборами президента. А это уже совсем другая история.

При таком раскладе появляется шанс скинуть вороватых «транзитных пассажиров» с исторического поезда. Это очень непросто, но других альтернатив у нас нет. Если мы этого не сделаем – тогда еще лет 20 будем в интернете комментировать очередные путинские спецоперации. Если, конечно, будем на свободе и в живых…

Сергей Удальцов