Начиная с 1 марта «Псковпассажиравтотранс» планирует начать применение транспортных карт. Помимо бесконтактных банковских карт для оплаты проезда главное транспортное предприятие Псковской области добавит клиентам возможность использования транспортных карт. В декабре 2019 года на сайте госзакупок был размещен заказ на осуществление переводов денежных средств в оплату услуг при регистрации проезда пользователями с использованием транспортных карт и бесконтактных банковских карт на территории Псковской области в рамках транспортной системы «Электронный проездной-Псков». Была подана только одна заявка. Точная сумма контракта неизвестна.
Знакомство с документами на закупку оставляет массу вопросов. Из материалов закупки следует, что «Псковпассажиравтотранс» нанимает «оператора электронных денежных средств». Организация-посредник будет принимать от пассажиров деньги по «транспортным» и бесконтактным банковским картам. Посреднические услуги оценены в 71 млн. 489 тыс. 754 рубля за оказание услуг с 1 февраля 2020 по 31 июля 2021 года. В среднем, услуга будет стоить госпредприятию примерно 4 млн. рублей в месяц. Этих денег «Псковпассажиравтотранс» не досчитается в своей выручке: они будут удержаны посредником в виде комиссионных.
Согласно правилам транспортной системы «Электронный проездной-Псков» (подписаны и.о. гендиректора «Псковпассажиравтотранс» Юрием Киргинцевым 11 декабря 2019 года), транспортное предприятие — оператор системы, к которой могут подключаться перевозчики, в том числе и сам «Псковпассажиравтотранс». В условиях неустойчивой транспортной системы региона и постоянной угрозы кризиса в виде банкротства оператора (автобусного парка) вдруг появляется посредник — денежный мешок. Эта «прокладка» будет аккумулировать весь кэш («нал» и «безнал») транспортной системы региона, сможет распоряжаться им по своему усмотрению по договорным отношениям с перевозчиками и оператором.
Победитель закупки становится посредником между пассажиром (получателем транспортной услуги) и перевозчиком. Теперь «Псковпассажиравтотранс» будет получать деньги не от пассажира, а от посредника. Наличную и безналичную выручку будет собирать посредник, после чего он будет рассчитываться с перевозчиком по факту регистрации проезда пассажиром, за вычетом своих комиссионных. По похожей системе работают расчётно-кассовые центры по ЖКУ в Пскове и Великих Луках, которые собирают деньги с населения и потом уже перечисляют их организациям, которые непосредственно услуги населению и оказывают. Многие называют такую систему денежной «прачечной».
Из выступления председателя комитета Псковской области по транспорту Бориса Ёлкина на 36-й сессии Псковского областного Собрания известно, что повышение стоимости разовой поездки в общественном транспорте Пскова на 2 рубля приносит «Псковпассажиравтотрансу» повышение месячной выручки 2 млн рублей. Дополнительные деньги, которые предприятию принесет изменение тарифа, уже «съедены» оплатой банковских услуг. Фактически последнее повышение тарифа состоялось в интересах посредника. И еще 2 миллиона рублей предприятие будет оплачивать сверху ежемесячно из своего бюджета.
Из документов закупки понятно, что в качестве базовой предприятие рассматривало ставку 6 процентов. Откуда взялась эта необоснованно высокая цифра? Стандартный банковский «эквайринг» (то есть оплата пластиковой картой) стоит 2 процента. При определенной выручке он может снижаться до 1 процента. Предложенный «Псковпассажиравтотрансом» процент, судя по всему, завышен минимум втрое. Подозрительно для предприятия, от которого мы постоянно слышим про нехватку средств на всё подряд: от колес и запчастей до заправки топливом.
А вот ещё приятный бонус для «прокладки». «Псковпассажиравтотранс» заплатит посреднику и за создание точек продаж транспортных карт. Контрактом предписано «организовать сеть пополнения остатков электронных средств платежа самостоятельно либо с привлечением кредитных организаций в необходимом количестве». Зачем создавать новые точки продаж, если есть свои?
Предложенная «архитектура» системы подменяет понятия «заказчик» и «исполнитель». По договору заказчиком выступает «Псковпассажиравтотранс», а исполнителем — победитель конкурсных процедур. В процессе работы автобусный парк фактически выполняет транспортную работу для некой фирмы, которая платит ему. Подобная архитектура транспортной платежной среды применяется в Москве и Петербурге, но с одним очень существенным отличием. Оператором системы в столицах является государственное казенное учреждение. Все собираемая ГКУ выручка от проездной платы напрямую отправляется в региональный бюджет. Регион через свое казенное учреждение рассчитывается с перевозчиками за транспортную работу.
В псковском варианте бюджет подменяет некая коммерческая структура. Заключение такого контракта — сознательный риск. В теории, если завтра фирма-посредник исчезнет и не станет рассчитываться за перевозки, придется возить пассажиров бесплатно, так как они предоплатили проезд. В реальности «Псковпассажиравтотранс» ни дня не сможет возить людей бесплатно, у него банально не будет оборотных денег для заправки автобусов. Насколько оправданы эти риски в условиях подорванной экономики предприятия и постоянного повышения проездной платы?
Вопрос не к администрации автобусного парка, а к губернатору Псковской области. Именно он принимает решение или согласовывает повышение тарифов, принимает меры к спасению предприятия, которое позволяет себе идти на неоправданный финансовый риск, грозящий обернуться крахом транспортной системы региона. Что это — желание поймать откатную коррупционную рыбку в мутной воде, или халатность? Покажет время. Интересна роль в данном спектакле, а точнее в очередной «афере века» губернатора Псковской области Михаила Ведерникова и экс-губернатора, ныне секретаря Единой России Андрея Турчака
Дмитрий Редутов, Левый Фронт-Псков