Похоже, что пресловутый «черный день», к которому принято готовиться, наступил. Эпидемия коронавируса накладывается на финансовый и экономический кризисы, а в России это все осложняется еще и падением цены на основной экспортный товар – углеводороды. В столь сложных условиях левые силы должны выступить с требованиями в интересах своей социальной базы – большинства трудящихся.
25 марта президент Путин объявил о мерах по смягчению кризисного удара. Объявлены налоговые и кредитные каникулы для малого бизнеса, введены налоги на отдельные категории богатых людей. Однако, и в речи Президента, и в петициях общественности наиболее громко звучат голоса в защиту бизнеса, а не простых людей (можете ознакомится с обращениями в защиту отельеров, рестораторов, производителей кино и сериалов и т.д.)
Налоговые каникулы помогают бизнесменам, а простые люди остаются один на один со своими сложностями. Необходимо покупать еду, платить за съем квартиры, выплачивать кредиты. Оглянитесь вокруг, и вы обнаружите что большинство россиян работают неофициально. Если верить статистике, то таких людей у нас около 21%. При этом есть все основания полагать, что эта цифра занижена. По данным Росстата, в Москве только 4% работают без официального оформления, — те, кто живет и работает в Москве, могут оценить, насколько правдивы эти цифры. К тому же эти данные не учитывают получателей «серой» зарплаты и ситуации, когда трудовая книжка лежит в одном месте, а работник крутится как может на нескольких «халтурах». Прибавим сюда 4 миллиона ИП, которые создаются для того, чтобы не оформлять людей на работу и платить меньше налогов. Сложив все это вместе, становится понятно, что около 50% трудящихся просто не смогут воспользоваться ни кредитными каникулами, ни другими видами проанонсированной помощи. Ведь для этого нужно предъявить справку, что твой доход упал более чем на 30%, а кто тебе такую справку выдаст, если ты работаешь, в лучшем случае заключив устный договор?
Передав государственные миллиарды банкам, гостиничным сетям, авиакомпаниям, ресторанам чиновники помогут, прежде всего, владельцам этого бизнеса, но не наемным работникам, которые часто устроены по схеме заемного труда и работодателю ничего не будет стоить просто выгнать их на улицу. Государственные средства пойдут на оплату кредитов банкам и будут выведены собственниками за границу, пусть даже с уплатой нового 15% налога.
Даже объявленная неделя выходных может ударить по людям, которые работают не по Трудовому кодексу, а закрытие целых городов на длительный срок неизбежно вызовет натуральный голод, ведь 2/3 семей в России вообще не имеют сбережений. В этой ситуации государство обязано задействовать механизмы прямой помощи населению, во избежание массовых беспорядков и роста преступности, вызванных обнищанием.
Эльвира Набиулина уже заявила о нецелесообразности выделения средств людям напрямую, как это сделали в Гонконге и США. Для людей, придерживающихся либеральных взглядов, приятнее, когда деньги выделяются банкам и крупному бизнесу. Однако в сложившейся ситуации разумнее поделится с народом. Не обязательно переводить деньги напрямую всем подряд, хотя и эта схема, как показывает практика, вполне рабочая. Есть и другие возможности оказать адресную помощь нуждающимся.
В свете подготовки к «всенародному голосованию» часто говорили о возможности голосования через систему Госуслуг. Но если можно голосовать дистанционно, можно оформить кредит, не приходя в банк, то также вполне разумно будет организовать раздачу необходимых товаров через заявки в системе Госуслуг. Уровень развития служб доставки позволяет легко организовать логистику такой помощи. В общих чертах, схема может быть такой: любой человек оставляет заявку на получение недельного набора товаров первой необходимости, а государство закупает эти наборы напрямую у отечественных производителей и доставляет через курьерские службы. Процесс можно фиксировать с помощью приложения, дабы избежать мошенничества. Стоимость такого набора вместе с доставкой может составлять около 6 000 рублей.
Можно возразить, что многие не пользуются Госуслугами и не имеют постоянного доступа в интернет. Чтобы решить эту проблему, необходимо через социальных работников раздать бесплатно нуждающимся Yandex-телефоны (6000 руб.) и помочь зарегистрироваться на Госуслугах. Это существенно повысит уровень проникновения интернета и цифровизации экономики и социальной сферы. Богатые люди, которые не испытывают нужды в самом необходимом, не будут заказывать эти наборы (случаи патологической жадности мы не берем во внимание), таким образом будет обеспечена адресность помощи.
Второй важный момент — плата за жильё. Для многих людей это реальная проблема. Те, кто живет в собственных квартирах или по договору социального найма, должны быть освобождены от начисления квартплаты на все время действия особых мер по борьбе с эпидемией и экономическим кризисом.
Но гораздо большие проблемы ждут тех, кто снимает жилье. Тут просто так отменить оплату не получится, ведь владельцы квартир, зачастую, также зависят от этой оплаты. Либо живут на эти деньги, либо выплачивают ипотеку. В крупных городах, особенно в Москве, это касается не менее 40% фактически проживающего населения. Стоит заметить, что в отличие от большинства развитых стран в России никак не защищены права арендаторов жилья. Рынок сдачи недвижимости в основном находится в «серой зоне». Боясь налоговой и не имея необходимых знаний, опыта и времени владельцы квартир сдают их без какого-либо оформления, от чего страдают как квартиросъемщики, так и сами хозяева.
Чтобы избежать массовых выселений за неуплату, целесообразно предусмотреть возможность внесения государством платы за съемное жилье, если квартиросъемщик не в состоянии этого сделать, на весь период текущего кризиса. Такая оплата возможна, если и собственник квартиры, и квартиросъемщик зарегистрируют свой договор в системе Госуслуги. Для того, чтобы избежать злоупотреблений, государство может оплачивать не больше, чем среднюю стоимость аренды жилья в этом городе с учетом социальной нормы жилой площади на человека. При этом хозяин квартиры не имеет права выселить жильца до окончания особого периода. Таким образом, эта мера подстегнет людей регистрировать договоры аренды и позволит устанавливать правила съема жилья и ценообразование на этом рынке, как это сделано в большинстве европейских стран. И наниматели, и те, кто сдает свои квартиры, будут защищены законом. Те, кто снимает жилье бизнес-класса, не смогут воспользоваться этой помощью, потому что регистрировать договор со средней по городу ценой аренды для такого жилья нет никакого экономического смысла. Таким образом будет обеспечена адресность помощи для тех, кто в этом действительно нуждается.
Реализовав эти два предложения, государство сможет защитить людей самых страшных проблем: от голода и от опасности оказаться на улице в период кризиса. Это гораздо полезнее и важнее, чем впустую палить бюджетные миллиарды, помогая олигархам и банкирам свести концы с концами. Помогайте людям, а не крупному бизнесу, который в состоянии сам себе помочь. Именно таким должно быть требование левых и патриотических сил в условиях надвигающейся катастрофы
Максим Фирсов