Многие возмущены тем, что российские власти не пытаются должным образом компенсировать экономический ущерб от ограничений, связанных с коронавирусом. Нет полноценной помощи ни гражданам, ни малому бизнесу, ни, тем более, самозанятым, хотя у России есть золотовалютный резерв, в котором 564,4 млрд. долларов.
Дело в том, что проблемы начались еще до коронавируса. Так, доходы федерального бюджета России в 2019 году относительно 2011 года выросли с 11.4 до 20.1 триллиона рублей. Вроде бы, у нас удвоился бюджет, однако есть одно печального «но». Если пересчитать в долларах, то реально бюджет за этот же период не вырос, а сократился с 387 до 312 миллиардов долларов.
Нефтегазовые доходы за этот период сократились в долларовом выражении на 37%, — и это при средней цене нефти в 60 долларов с учетом того, что государство забирает у нефтяников доходы свыше 30 долларов за баррель. Фактически, в 2019 году бизнес и государство делили пополам выручку от проданной нефти. Но при нынешней цене в 30 долларов за бочку федеральный бюджет, на 40% наполнявшийся за счет продажи углеводородов, в 2020 году просто не получит никаких доходов. Второй по значимости источник наполнения бюджета (21%) это НДС — налог, который платит конечный потребитель, и в этом смысле люди действительно «вторая нефть». В сегодняшней ситуации, когда народ остался без денег, очевидно, что доходы по НДС упадут минимум вдвое.
В этих условиях федеральный бюджет-2020 сократится с 20 до 8 триллионов рублей, а в долларовом выражении — с 312 до 100 млрд. долларов. Но это только федеральный, а есть еще региональные и городские бюджеты, поступления в которые также сократятся втрое, при этом суммарный дефицит составит около 400-500 млрд. долларов.
И тут вырисовывается ужасная (как по уровню цинизма, так и по идиотизму) логика властей: «Если сейчас растратить резервы, то, когда закончится коронавирус, нечем будет компенсировать дефицит бюджета». Начнем с того, что никто пока не может сказать, сколько продлится коронавирус. В Китае, начавшись в январе, он до сих пор не закончился, и там вполне вероятны повторные вспышки. То есть, в России нормализация ситуации раньше июля не предвидится.
Золотовалютный резерв — хорошая подушка безопасности, когда в стране национальный кризис. Российский ЗВР — на 100 млрд. долларов физического золота и на 400 млрд. долларов ценных бумаг и долговых обязательств иностранных государств и компаний.
Беда в том, что кризис не национальный, а всемирный. Кому нужно физическое золото? Производителям электроники, которая сейчас на фиг никому не нужна? Ювелирной промышленности в условиях, что на продукцию нет спроса? Где гарантия, что физическое золото не подешевеет в 10 раз? Относительно ценных бумаг и долговых обязательств иностранных государств и компаний, в которых Россия хранит свои запасы, то в ближайшей перспективе все они упадут до уровня туалетной бумаги. Как результат, «хитрый план» российских властей вполне вероятно обернется тем, что резервы, не покидая кубышки, превратятся из 500 млрд. долларов в 10 миллиардов, которых не хватит даже на Росгвардию.
Если повезет и резервы не обесценятся, позволив целый год или даже полтора выполнять обязательства по бюджету, то параллельно встанет вопрос: что делать с теми, кто вне бюджета? Что делать с десятками миллионов безработных, занятых в частном секторе? Что делать с самозанятыми? А дальше при убитой экономике встанет вопрос, что делать с бюджетниками? Надеяться на то, что подорожает нефть или что малый и средний бизнес как птица феникс возродятся за год? Глупо. Нефть за год не подорожает, а умершие и умирающие сегодня предприятия не воскреснут.
Немцы, как и американцы, которые раздают деньги гражданам и малому бизнесу, не идиоты и не социалисты, просто они понимают, что в сложившейся кризисной ситуации другого выхода нет, а российские власти, к сожалению, этого не понимают. Российская модель — при падении доходов бюджета, выбирая между пенсионерами и силовиками, оставить довольствие силовикам, чтобы те защищали власть от взбунтовавшихся пенсионеров. Российская, а точнее путинская модель — теория о том, что надо спасать крупный бизнес, вокруг которого кормится средний, а там что-то упадет малому и что-то достанется гражданам.
Действия российских властей — глупость, даже с точки зрения банальной биологии. Лев не питается комарами, как и акула не питается планктоном. Есть пищевая цепь, применимая к экономике, и даже если хочешь спасти друзей из крупного бизнеса, нужно понимать, что без планктона не будет мелкой рыбы, а без мелкой рыбы с голоду помрет средняя. И в итоге твоим друзьям-акулам нечего будет кушать. Ребенок в шестом классе это понимает.
Весь это «праздник» усложняется тем фактом, что в России просто адский бюджетный дисбаланс по расходам на гражданина между регионами. В Москве, даже в период коронавируса, не забывают менять зимнюю плитку на летнюю, в то время как в большинстве регионов до сих пор исключительно советский асфальт. В мирное время это вызывало обоснованные возмущения, но в кризисной ситуации это приведет к росту сепаратизма в регионах, и Северный Кавказ будет наименьшей проблемой…
Алексей Коваленко