На 1 июля 2020 года назначено общероссийское голосование о внесении поправок в Конституцию России. Вопрос в бюллетене звучит так: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» Возможен один ответ из двух: «да» или «нет». Голосование будет не по отдельным изменениям и даже не по блокам поправок, а одним единым «пакетом».
Государственная Дума, Совет Федерации и все (!) региональные заксобрания большинством голосов приняли пакет поправок к главам 3–8 Конституции России. 14 марта 2020 года президент подписал Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее № 1-ФКЗ). Глава государства одобрил процессуальную часть кампании (ст. 2 и 3). Двумя днями позже Конституционный Суд признал законность вносимых поправок. Изменения в конституции, содержащиеся в ст. 1 № 1-ФКЗ, должны вступить в силу «…со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования…» (ч. 4 ст. 3 № 1-ФКЗ). Принятый 14 марта 2020 года закон создал дополнительную ступень процессу утверждения поправок в виде всероссийского голосования. Однако по действующей Конституции поправки должны были вступить в силу уже после одобрения вышеуказанными органами власти (ст. 108, ст. 136 Конституции).
В заявлении Президиума ЦК КПРФ отмечается: «…голосование 1 июля носит скорее ритуальный характер, …не стыкуется с избирательным законодательством». Ведь это и не выборы, и не референдум, т. е. мероприятия, которые прописаны в конституции. Вместо «общероссийского голосования» оппозиционные силы требуют проведения референдума по столь важному вопросу, как внесение 112 поправок.
Ст. 3 ч. 5 № 1-ФКЗ гласит: «Изменения в Конституцию Российской Федерации… считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании». Как видим, нижнего порога явки нет. В то время как в референдуме должны принять участие более 50 процентов граждан, имеющих избирательное право, изменения же считаются принятыми, если их поддержало более половины проголосовавших.
Несмотря на то, что нижней планки явки нет, количество проголосовавших людей очень важно для власти. Если выскажут своё мнение, например, лишь 30 процентов избирателей – это будет провал авантюры. Показатель окажется даже меньше, чем при голосовании за Конституцию России в 1993 году: тогда пришли к урнам почти 55% избирателей.
Возникает ряд вопросов. Почему власть не ограничилась обычной процедурой принятия поправок и придумала «общероссийское голосование»? Для чего официальные средства массовой информации так настойчиво зовут народ России прийти и проголосовать? Почему местные органы управления, как это нередко бывает, не «засушивают» мероприятие, а активно набирают необходимое количество голосов «за» поправки из числа работников администраций и наиболее зависимых от власти бюджетников?
А для того, чтобы пакет поправок был утверждён не только органами власти, но и демократическим голосованием. И чтобы как можно больше людей участвовало в этом спектакле. Стране и всему миру нужно показать картинку широкого «всенародного голосования». Тогда ни у кого и никогда не возникнет желания назвать данную акцию малозначительным событием. Люди пришли на участки, значит, всё правильно и легитимно. Голосование используется Путиным как инструмент пропаганды, чтобы его не обвинили в том, что он узурпировал власть, не спросив мнения народа.
В неофициальных СМИ ещё в начале 2020 года стали появляться сведения о том, что исполнительные органы власти на местах получили прямое указание: «Главное, сделать явку! Важна массовость». Эту информацию подтверждают некоторые сотрудники подведомственных организаций.
Для привлечения граждан на участки для голосования в Красноярском крае, например, проведут викторину, призовой фонд которой – 10 квартир, 10 автомобилей и 50 смартфонов. А правительство Москвы с 25 июня запускает программу субсидирования потребительского спроса «Миллион призов». Она предполагает раздачу жителям столицы 2 млн подарочных сертификатов для оплаты различных товаров и услуг. Условие получения призов – участие в голосовании по поправкам в Конституцию. Работников ряда бюджетных учреждений страны обязывают прийти к урнам или воспользоваться электронным голосованием на портале «Государственные услуги». Затем сотрудники должны отрапортовать начальству и прислать фотографии со своего участка или скриншоты с регистрацией в «Госуслугах». Отчитываться о том, как они проголосовали, почти во всех известных мне случаях не требуется.
Волеизъявление граждан «за» или «против» поправок, или порча бюллетеней – для организаторов голосования дело второстепенное. Поставлена двойная задача: сделать явку на уровне 60–70% и голосование «за поправки» – около 70%. Здесь нет противоречия, потому что вторую часть установки «сверху» избирательные комиссии выполнят без особого труда. По всей видимости, большинство пришедших на голосование скажут «да», поскольку в основной своей массе население нашей страны пока ещё ориентируется на официальные СМИ. Вдобавок, власти устроят массовые фальсификации. Сомнений быть не может. На мой взгляд, даже если почти все граждане, настроенные голосовать против поправок, придут на участки, это кардинально ничего не изменит. Разве Кремль стал бы устраивать всероссийское голосование, если бы не был уверен в одобрении поправок большинством граждан? Ответ очевиден.
Наблюдение за процессом голосования осуществлять будет почти невозможно по многим причинам. Семь дней голосования (!), отсутствие членов участковых избирательных комиссий (УИК) с правом совещательного голоса; назначение наблюдателей через Общественную Палату, что фактически сводит на нет прохождение представителей от оппозиционных партий; вводимое в нескольких регионах страны электронное голосование, которое вообще невозможно контролировать; система «Мобильный избиратель» с открепительными и прикрепительными талонами; выезды на предприятия членов комиссий; голосование граждан на открытом воздухе, во дворах городских кварталов – вот только основные препятствия, специально созданные властью против контроля со стороны оппозиции. И даже ваш голос «нет» может быть посчитан как «да».
Однако обеспечить явку на уровне 60–70% одним административным ресурсом невозможно, так как многие люди по разным причинам не желают участвовать в голосовании. Не способствует «массовке» и продолжающаяся эпидемия коронавируса, а также дачный сезон. В стране рост заболеваемости COVID-19 вышел на плато ещё в начале мая. Но после этого наблюдалось очень медленное снижение уровня примерно с 10,5 до 8,5-9 тысяч заражений в день в первой половине июня. Не является ли одной из основных причин снятия режима самоизоляции во многих регионах постепенная подготовка населения к предстоящему голосованию?
Оппозиционные партии и движения – левые, правые (национал-патриоты) и либералы – могли бы согласованно призвать своих сторонников к всероссийскому бойкотированию голосования. Тогда участки с урнами оказались бы полупустыми, а картинка «массового прихода людей» просто провалилась бы. Так мы нанесли бы сильный удар по легитимности самого голосования и престижу правящей власти. Но, увы… люди, пришедшие голосовать против поправок помогут создать желанную для правительства явку.
Голосуя «нет», вы автоматически выступите против патриотических и социальных изменений в конституции. Вы окажетесь противниками поправок о неотчуждаемости частей территории России, защите традиционной семьи, детей, охране культуры и природы, приоритете российских законов над международными, правопреемственности РФ от СССР, установлении ограничений для замещения государственных должностей людям с двойным гражданством, об уважении к памяти защитников Отечества, индексации пенсий и социальных пособий и т.д. Буржуазная власть будет «поливать грязью» оппозиционные, в частности, левые силы, голосующие против изменений в Конституции, обвиняя их в отсутствии патриотизма, любви к природе, родной культуре, детям и в прочих абсолютно надуманных грехах. «Отмыться» от подобных обвинений будет невозможно.
В чём замысел пакета поправок? Говоря им «да» или «нет», вы в любом случае вынуждены голосовать за все изменения вкупе, и в итоге… проигрываете. Вам предлагают одновременно и конфету, и жабу. А той самой «жабой», как вдруг выяснилось, оказался карт-бланш для В.В. Путина – после 2024 года избираться ещё на два срока, т. е. на 12 лет. Большинство людей, желающих сказать «нет» поправкам, не рады такой перспективе. Согласно ст. 81. ч. 3 Конституции РФ, «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». По этому вопросу пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пояснил, что норма об ограничении количества президентских сроков остается в Конституции (уже без слова «подряд»), но… для действующего президента будет сделано исключение, носящее разовый характер в связи с принимаемым пакетом поправок (ч. 3.1 ст. 81. №-1 ФКЗ).
Оппозиционные силы не согласны с поправками, значительно усиливающими полномочия президента, и без того очень широкие. Они не поддерживают изменения, ослабляющие роль Конституционного Суда, а также поправки, создающие некий Государственный Совет, статус которого ещё не прописан и функции расплывчаты. Не буду всего перечислять, об этом много пишут и говорят. Истинная цель реформы Конституции России сводится к дальнейшему укреплению власти бюрократической и олигархической верхушки, а также главного защитника и выразителя её интересов – «вечного» президента Путина.
Отметим, что подавляющее большинство депутатов Государственной Думы проигнорировало более 100 поправок, предложенных фракцией КПРФ для внесения в основной закон. Между тем, предложения коммунистов имеют целью реформирование социально-экономической ситуации и существенное улучшение положения трудящихся.
Граждане, голосующие «против» поправок, будут невольно «защищать» старую, ельцинскую Конституцию. А она, как известно, принята после кровавого подавления народного восстания сентября-октября 1993 года. Думаю, многочисленные провластные СМИ подметят, что коммунисты и их сторонники якобы отстаивают конституцию Ельцина. Даже по этим причинам левым партиям и движениям политически неграмотно, ошибочно призывать своих сторонников голосовать «против» вносимых изменений.
Складывается ситуация, при которой мы технически проиграем правящему режиму в любом случае. Поэтому нужен, в первую очередь, не столько прагматический, сколько принципиальный и честный подход. Не надо забывать, что вся политическая деятельность остаётся в истории и оценивается не только с позиций: успех или не успех, но и с позиций морали и чести. Согласитесь, лучше вообще не участвовать в заведомо нечестной игре с жуликами, чем ввязаться в неё и в итоге проиграть.
Полагаю, что в сложившихся условиях необходим именно бойкот. Речь идёт об активном бойкотировании. Наблюдение могут осуществлять члены комиссий с правом решающего голоса от оппозиции, хотя и весьма ограниченное. Активисты должны убеждать родных и знакомых людей не ходить на голосование, а также подсчитывать и фиксировать явку избирателей и нарушения, устраивать пикеты с выражением недоверия фиктивному голосованию, распространять агитматериалы на улицах и в Интернете о происходящем конституционном перевороте и т. д. (с «Планом действий сторонников активного бойкота…» можно ознакомиться на сайте движения «Левый Фронт»).
Аргументы тех, кто призывает идти на общероссийское голосование с целью проявить свою позицию и, тем самым, повысить гражданскую активность общества, не состоятельны. Данное мероприятие является уникальным и исключительным, поэтому и решение напрашивается нестандартное. Для пропаганды гражданственности и активности у нас есть предусмотренные законом выборы разных уровней, которые проходят каждый год. Вот там и нужно агитировать за максимальную явку, что мы постоянно и делаем. Уверен, что перед 1 июля у нас есть простой выбор: бойкот или позор.
Вадим Рудаков, кандидат исторических наук