Город Советский (Ханты-Мансийский автономный округ) зажат между двумя мощнейшими корпорациями: «Газпромом» и «ЛУКойлом». Тысячам советчан «посчастливилось» работать в этих компаниях. Нефтегазовые гиганты пользуются широким спектром ресурсов, недрами и землями района, но налогов здесь практически не платят. Поэтому и воздействия на местную политику они не оказывают.
Работу двадцати микроскопических лесопилок здесь с лихвой перекрыл бы один нормальный лесопромышленный комбинат. Но, с одной стороны, это категорически противоречит интересам мелких хозяйчиков, а с другой – диверсификация экономики, курс на который неоднократно декларировался, так и остается на бумаге. Инвестиции в нефть гораздо быстрее и надёжнее «отбиваются».
Крупнейшим работодателем в Советском является районная больница. Потомственная депрессивность закрепила за территорией единственный функционал: рожать детей, отправлять учиться «на землю», тем самым, подпитывая экономику страны и региона квалифицированными кадрами. Словно бы советчанин, едва родившись, мечтает только уехать: аэропорт, федеральная трасса («Северный широтный коридор»), железная дорога, — всё к вашим услугам!
Отсутствие стабилизирующего влияния какой-либо нефтегазовой корпорации, административная импотенция окружных властей и неестественный процент местных грамотеев являются взрывоопасным сочетанием. Территорию постоянно разрывают внутри- и межэлитные разборки!
Спецификой политических процессов в небольших городках является семейственность. Здесь никого не удивит, что на выборы идут братья/отцы/сыновья, бывали случаи, когда один из них шёл от ЕР, а другой от КПРФ. Но кризисные явления в районе, борьба за административные и экономические ресурсы достигли невиданного доселе уровня: на прошедших региональных выборах 13 сентября мэр-единоросс (самомедвеженец) сражался против кандидата, выдвинутого непосредственно «Единой Россией». Это наглядно иллюстрирует процессы гнилостного разложения в недрах партии власти.
Разразился грандиозный скандал, иди и смотри: встал брат на брата, а единоросс на единоросса! Горе выборов обрушилось на тридцатитысячный город. Принуждение, подкуп, подвоз – три всадника апокалипсиса от «Единой России», вдоль и поперёк перепахали его территорию.
Традиционно, чтобы предельно засушить явку, заезжими политтехнологами применялась самая зловонная «чернуха». Сам факт принуждения непосредственно бьёт по явке. Пришли только те, кого «начальник заставил» или удалось подкупить штабам кандидатов. За чей счёт подкуп? Да за счёт самих же избирателей, конечно! Каждый рубль в поганых руках скупщика голосов был заработан тяжелым трудом, выжат через непомерные тарифы на услуги ЖКХ, украден при строительстве мест общего пользования.
Пока Советский и тысячи других городов страны обретаются в бедности и зависимости, начальники с пониженной социальной ответственностью продолжают карусель бюджетников. Так, самые беззащитные и самые обездоленные становятся опорой системы. Единственное, чего они просят – не мобилизовать их без крайней необходимости.
Расколом элит решила воспользоваться КПРФ, что удалось лишь частично. Кандидат-коммунист в главы города набрал 15,5 % (третье место), в совет депутатов удалось провести четверых кандидатов. Не останавливаясь ни перед чем, с 42 % голосов, победил самый партийный единоросс, а бывший глава оставил город с долгами.
Для партии власти «рецепт победы» прост: «заряжай» всё, что движется, лей «чернуху», опускай явку и будет тебе счастье! Досрочное голосование стало решающим фактором. Через принуждение и подкуп был создан гандикап. Это позволяло «Единой России» контролировать даже не ход голосования, а процесс ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ! Например, сушить явку чернухой.
Красноречива разница в численности испорченных бюллетеней: на досрочке она прямо зашкаливает. Почему? Тут два момента: хреново проинструктированные «тысячники» (ну, которые за тыщу голосовали, они шибко умом-то не блещут) и протест против административного давления, во-вторых.
Очень криво было организовано помещение для голосования. Зачем? Чтобы максимально затруднить процесс общественного контроля над выборами. Зачем этот один выход, где снимают экзит-пол? А вот затем, чтобы при неправильном повороте «зарядить» роту таджиков, которые решат исход голосования за полчаса до закрытия участков! И никакие наблюдатели, никакая комиссия тебе не поможет и не спасёт. Пока мы мониторим голосование, они контролируют волеизъявление!
Выводов из этой истории несколько: во-первых, сам по себе раскол элит ещё ничего не даёт. Собственно, пока одна из сторон не начнёт апеллировать к третьей силе, толку от него не очень много. Во-вторых, власть, «упразднив» выборы, не оставила оппозиции выбора: только радикализация протеста. Без него, чисто политтехнологически, методами обмана, угроз, прямого подкупа «Единая Россия» будет побеждать всегда
Александр Семухин, Левый Фронт-Югра