Реальная явка избирателей на выборах президента в Шемышейском районе Пензенской области завышена на 17 процентов. К такому выводу пришли активисты Левого Фронта после посещения сёл района и общения с местными жителями. 21 марта активисты Левого Фронта проехались по Шемышейскому району Пензенской области, в котором явка на президентских выборах составила 97%, и узнали у местных жителей, как и за кого они голосовали. Напомним, что в Шемышейском районе из 11 922 избирателей, включённых в списки, на выборы не пришло всего 368 человек. За Владимира Путина проголосовали 10 196 человек или 88,28%. В самом районном центре 5 652 избирателя. Из них только 184 человека не пришли голосовать. Остальные 5 468 человек, если верить избирательной комиссии, отложив все дела, ринулись на избирательные участки или дожидались членов комиссии на дому. Для того, чтобы принять участие в голосовании, многие жители Шемышейского района, постоянно проживающие в Пензе или находящиеся на заработках в Москве и на Севере, вернулись в родные пенаты. Такая высокая гражданская активность жителей района вдохновила активистов Левого Фронта посетить этот уникальный край, лично пообщаться с сельчанами, приобщиться к опыту и мудрости этих людей.
Но для начала ещё несколько цифр. Всего в Шемышейском районе участие в голосовании приняли 11 554 человека. Из них 9 081 проголосовали на своих избирательных участках, а 2 473 человека приняли участие в голосовании на дому. Наиболее сознательные и ответственные граждане проживают в сёлах Армиёво и Русская Норка. Там не стали голосовать всего по 3 человека. По 4 человека не пришло на выборы в сёлах Воробьёвка и Синодское. 5 человек не приняли участие в голосовании в селе Колдаис. По 6 человек проигнорировали выборы в сёлах Каржимант и Песчанка, 8 человек — в селе Усть-Мурза, 9 человек — в селе Старое Назимкино. 11 человек не смогли проголосовать в селе Новый Мачим, 12 в селе Каргалейка, 16 в селе Старое Захаркино, 17 в селе Старая Яксарка и столько же в селе Усть-Уза. А вот жители сёл Старое Дёмкино и Наскафтым меньше всего переживают за судьбу страны. Здесь на выборы не пришло 23 и 40 человек, соответственно.
В первую очередь, мы поехали в село Армиёво, где из 362 жителей села участие в голосовании приняли 359. Из них 350 человек проголосовали за Владимира Путина, по 3 человека за Павла Грудинина и Владимира Жириновского, 2 человека за Ксению Собчак и 1 бюллетень оказался испорченным. Мы остановились на въезде в село, так как по заснеженным дорогам не пробраться, и отправились дальше пешком. Армиёво, как и многие другие похожие на него сёла, производит мрачноватое впечатление. Покосившиеся заборы, заколоченные окна заброшенных и разрушенных домов, пустынные улицы. Даже собаки, которые являются непременным атрибутом каждого сельского двора, здесь практически не встречались. О том, что село не совсем вымирающее, говорит разве что только газовая труба, протянувшаяся вдоль посёлка.
В первом же доме, куда мы постучались, бабушка призналась, что это не она на выборы ходила, а выборы «пришли» к ней. «Меня предупредили, что ко мне заедут. Говорят — в Пиксанкино поедем, в Неклюдово, а на обратном пути заедем», — рассказала местная жительница. Вторая бабушка с порога заявила, что «у нас всё село голосовало за Путина» и она это хорошо знает. Пенсионерка также рассказала, что у них много тех, кто прописан в Армиёво, но живут в других местах. Однако, по её словам, почти все приехали для того, чтобы проголосовать. «Я за Путина. Я люблю его! Дай бог ему здоровья!», — сказала пенсионерка напоследок. Ещё один мужчина рассказал, что никуда не ходил, а проголосовал на дому. «Мне предложили, и я проголосовал. Как раз снег шёл, дорога плохая была», — рассказывает мужчина о причинах своего голосования на дому. Голосовал он тоже за Путина. «Он мне нравится», — так мужчина прокомментировал свой выбор. Ещё один мужчина рассказал, что он также голосовал на дому, как и его жена, и сын.
В общей сложности, мы обошли больше двух десятков дворов. Лишь несколько человек не ходили на выборы, но по объективным причинам. Несколько человек зарегистрированы в Пензе, одна супружеская пара не имеет российского гражданства, и голосовать не имеет права. Все остальные подтвердили, что сами ходили голосовать, либо к ним приезжали на дом. Причём никаких заявок никто не делал. По закону человек может проголосовать на дому, если он сделает предварительную заявку в участковую избирательную комиссию. Такие заявки принимаются за несколько дней до выборов, а крайний срок обращения – до 14.00 в день голосования. Как правило, на дому голосуют те, кто в силу возраста или по состоянию здоровья не может самостоятельно прийти на избирательный участок. Нельзя проголосовать на дому, если вам просто лень выходить из дома. Избирательная комиссия должна принять все заявки, которые можно делать по телефону, и составить реестр тех, кто голосует на дому. Те члены избирательной комиссии, которые ходят с переносной урной, должны иметь при себе выписку из реестра. Это если по закону.
Но в глухом селе с населением в четыре сотни человек на такие формальности никто не обращает внимания. Местная власть и члены УИК, которым была поставлена задача обеспечить максимально высокую явку, с этой задачей справлялись, как могли, а именно — просто обошли тех, кто на выборы по каким-либо причинам не пришёл самостоятельно. Да, это нарушение закона. Но писать жалобы в вышестоящие избирательные комиссии по этому факту бессмысленно. Нам ответят, что на волеизъявление граждан это нарушение никак не повлияло. Это же не фальсификация итогов голосования, не вбросы.
Специалист сельской администрации, с которой нам удалось пообщаться, рассказала, что в день выборов жители, которые прописаны в селе, но живут в других местах, приехали в Армиёво. По её словам, приехали даже те, кто находится в Москве. «С Пензы многие приезжали. С Шемышейки все приезжали», — пояснила сотрудница сельсовета. Ну, поистине высокая гражданская активность, до которой нам горожанам, ещё расти и расти. По словам чиновницы, те, кто приехать не смогли, тоже оказались ответственными людьми и прикрепились к другим избирательным участкам, чтобы проголосовать по месту жительства. «Обзванивали всех, чтобы заявление подали по месту нахождения. Люди, которые на заработках, тоже перед отъездом заявления писали», — пояснила женщина.
Вот оказывается, в чём он, секрет аномально высокой явки. Объясняем на пальцах. Избирателей в селе не 362, как говорит нам система «ГАС Выборы», их гораздо больше. Просто все, кто зарегистрированы в Армиёво, но не проживают там или в день выборов были в другом населённом пункте, открепились от своего избирательного участка и прикрепились по месту нахождения. Закон позволяет человеку проголосовать по месту нахождения, если он за несколько дней до выборов напишет заявление в избирательную комиссию, в МФЦ или заполнит его на портале «Госуслуги». В таком случае участковая избирательная комиссия, в которой избиратель должен голосовать по месту регистрации, получит реестр открепившихся и вычеркнет их из списка избирателей. То есть в селе остаются только те избиратели, которые реально проживают там. А дальше уже можно ходить по домам с переносными урнами и делать стопроцентную явку.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Армиёвском сельсовете, куда входят также сёла Неклюдово и Пиксанкино, проживают 629 человек. Избирателей, включённых в список, по данным избирательной комиссии — 362. Вычитаем из первого числа второе и получаем 267 человек. Предположим, что за 8 лет с момента проведения переписи население сельсовета сократилось: кто-то переехал, кто-то умер. Какая-то часть является несовершеннолетними. Точные цифры убывших и несовершеннолетних мы, конечно, не знаем. Поэтому оценить масштаб работы, проведённой сельским советом по обзвону выбывших, оценить сложно. Это может быть и 50 человек, и 200 человек. Но в то, что каждый из этих выбывших открепился от своего участка и прикрепился к другому, верится с трудом. Как и в то, что работники администрации Армиёвского сельского совета действительно смогли найти телефоны всех зарегистрированных в селе жителей, но не проживающих в нём.
Вторым селом в Шемышейском районе, которое посетили активисты Левого Фронта, стало село Дёмкино. Стародёмкинский сельсовет, в отличие от Армиёвского, такой высокой дисциплиной не отличается. Здесь количество проигнорировавших выборы избирателей на порядок больше – 23 человека. По данным избирательной комиссии, из 611 избирателей в голосовании приняли участие 588, из них 420 человек проголосовали на участке и 168 человек на дому. Голоса распределились следующим образом. Владимир Путин набрал 544 голоса или 92,52%. На втором месте оказался Павел Грудинин с результатом 24 голоса или 4,08%. Далее следует Владимир Жириновский с результатом 13 голосов или 2,21%. За Ксению Собчак проголосовали 3 человека, за Сергея Бабурина – 2 человека, за Максима Сурайкина – 1 человек. Борис Титов и Григорий Явлинский не получили ни одного голоса. 1 бюллетень оказался испорченным.
Первый житель села, с которым мы пообщались, рассказал, что на выборы не ходил. Второй тоже, так как 18 марта он был в другом регионе. Его семья из трёх человек тоже не голосовала. Дальше стали попадаться социально ответственные бабушки, которые такое событие, как выборы президента, пропустить никак не могли. За кого они голосовали, мы даже не стали спрашивать. Сельские бабушки почти поголовно обеспокоены тем, как летают российские ракеты с ядерными двигателями. Этот вопрос их волнует даже больше, чем предвыборное повышение пенсии на 300 рублей, поэтому выбора за кого голосовать у них не стояло.
К слову сказать, пенсионеры уже давно стали ядерным электоратом действующей власти. Нищие бабушки большую часть своего времени проводят перед телевизором, смотрят новости, Андрея Малахова и «Давай поженимся» и проникаются телевизионной пропагандой. За коммунистов голосуют в основном люди среднего возраста (35-50 лет). Это та категория людей, которая застала Советский Союз, пережила лихие 90-е и начало эпохи Путина. Многие из них имеют средний или выше среднего достаток. Тем не менее, к действующей власти относятся критически, так как задумываются о будущем своих детей и внуков.
Но вернёмся к селу Дёмкино. После нескольких бабушек нам снова стали попадаться люди, которые говорили, что не голосовали. Интересно получается, подумали мы. Мы только начали опрашивать людей, как тут же набралось 11 человек не голосовавших. А это половина от всех, кто не пришёл. Просто повезло, подумали мы, что эта половина живёт в начале села, как раз рядом со зданием школы, где был расположен избирательный участок.
Однако, отдаляясь от избирательного участка, выяснялись новые и интересные подробности. В Дёмкино, как и в Армиёво, большая часть трудоспособного населения постоянно не проживает. Многие находятся на заработках в Москве и в Пензе. Какую-то часть бюджетников, работающих в областном центре, централизованно привезли в день выборов для голосования в родном селе.
В общей сложности нам удалось найти 18 человек, которые подтвердили, что не принимали участие в выборах. Предположим, что нам снова несказанно повезло. Если бы мы заглянули в каждый двор, то наверняка бы нашли ещё больше таких людей, многие из которых в день выборов находились дома и никуда не уезжали. Получается, что члены участковой избирательной комиссии банально не смогли дойти до каждого со своими переносными урнами и убедить людей проголосовать даже на дому. А что делать с теми, кто зарегистрирован в Дёмкино, но не проживает там? Неужто, администрация сельского совета, как и в Армиёво, тоже нашла все их телефоны и убедила прикрепиться к другому участку? Гвозди бы делать из этих людей, как писал Владимир Владимирович, тот который Маяковский.
Но давайте снова обратимся к официальным результатам выборов. В Стародёмкинском сельсовете не голосовали всего 23 избирателя. Как мы уже выяснили, какая-то их часть находилась 18 марта в селе и просто не стала голосовать. А другая часть, гораздо большая, в селе не находилась и естественно, тоже не голосовала. Получается, что участковая избирательная комиссия Стародёмкинского сельсовета, чтобы не портить общерайонный показатель, просто сфальсифицировала явку, накидав в урну бюллетеней?
Такие прецеденты, кстати, случаются достаточно часто. К примеру, в 2016 году на выборах депутатов Государственной Думы в одном из районов области «проголосовал» даже житель села, который несколько лет находится в федеральном розыске. Один из членов участковых избирательных комиссий в Сердобском районе, где в день выборов 18 марта работали наблюдатели Левого Фронта, поделился с нами информацией о том, что у них имелась установка на вброс 300 бюллетеней, однако делать они этого не стали из-за присутствия наблюдателей. На этом участке Владимир Путин победил и без всяких вбросов, как и на всех остальных участках Пензенской области.
Что касается Шемышейского района, то мы убеждены в том, что реальная явка составила не более 80 процентов. Всё остальное – это нарисованный результат, который достигался двумя способами. Первый – подомовой обход, что, безусловно, является грубым нарушением закона, но не влияющим на волеизъявление. Второй – вбросы бюллетеней за тех, кто не голосовал, — как в переносные урны, так и в стационарные. В первом мы убеждены на 100 процентов, так как получили подтверждение от местных жителей. Все разговоры с жителями сёл Армиёво и Дёмкино зафиксированы нами на видео. Что касается второго, то прямых доказательств у нас нет, но есть большая уверенность в том, что вбросы имели место быть. Потому что просто не бывает такого, что из 11 922 избирателей на выборы пришло 11 554, особенно если достаточно внушительная часть из этих избирателей проживает в других населённых пунктах.
Теперь немного простой математики. Только по официальным данным, на конец 2016 года за пределами Шемышейского района работало 522 человека, а за пределами региона ещё 335 человек. Вряд ли эти цифры сильно изменились за год с небольшим. То есть, как минимум почти 900 человек, зарегистрированных в районе, трудоустроены в других городах. В эту статистику не входят те, кто работают в Москве и других городах неофициально. При этом надо понимать, что таких гораздо больше. Любой сельский житель вам это подтвердит. Получается, что по одному Шемышейскому району мы можем говорить примерно о двух тысячах вброшенных бюллетеней. То есть реальная явка вместе с незаконным голосованием на дому в Шемышейском районе составляет не 96,9%, а 80,1%. А если вычесть ещё 2 тысячи человек, которые проголосовали только потому, что к ним домой без приглашения явились члены УИК с переносной урной (предположим, что 473 человека реально изъявили желание проголосовать на дому), то получится и вовсе 63,3%. И вот эта цифра уже близка к реальности.
То есть в первом случае явка избирателей в Шемышейском районе завышена на 16,8 процентов, а во втором — на 33,6 процента. Ну да бог с ним, с этим надомным голосованием. Как никак это реальные люди опускали бюллетени в урну. Давайте посчитаем, сколько бы набрал Владимир Путин в Шемышейском районе без вброшенных за него двух тысяч бюллетеней. Его результат составил бы 70,9 процента, а не 88,2. Разве плохой результат? Нам кажется, что вполне достойный. А главное — честный.
Даже если оперировать совсем официальными цифрами и отнять от количества голосов за Путина, количество людей, официально работающих за пределами района и области (857 человек), Путин всё равно набирает 80,8 процента. Конечно, все эти цифры приблизительные, но в целом картина становится ясной. Региональная власть руками власти районной банально перегнула палку в своём желании выслужиться перед центром. Вопрос в том, а нужны ли центру такие цифры, которые подвергают сомнению легитимность выборов президента?
Левый Фронт-Пенза, http://leftpenza.ru/news/ja_za_putina_ja_ljublju_ego/2018-03-21-1455