Центробанк официально публикует данные о денежной массе https://www.cbr.ru/statistics/ms/, и по представленным данным видно, что за 2020-ый год ЦБ «напечатал» без малого 7 триллионов рублей (+13.5%), что превышает доходы бюджета от нефтегазового сектора.
При этом в физическом смысле наличных за год было напечатано +30% на сумму 2,87 триллиона рублей. Такой рост налички говорит о недоверии банкам и об уходе экономики в тень. На 1 января 2021-го г. в России по данным ЦБ было 12,5 триллионов рублей наличными. Тут возникает вопрос: зная, что совершеннолетних в РФ около 100 млн человек, у многих ли есть в кармане или под подушкой 125 тысяч рублей наличными на каждого совершеннолетнего члена семьи?
При росте денежной массы +13.5%, а налички аж +30%, официальная инфляция 4.91% смотрится странно, но если вспомнить, что требуемая денежная масса рассчитывается по формуле K = S / C, где K — количество денег, S — сумма товаров и услуг, а C — скорость обращения денег, то вполне возможно, что рост денежной массы компенсируется снижением скорости обращения денег в экономике, что намного страшнее инфляции. При этом компенсируется он как средний по больнице, а в реальности закрытые кафе, кинотеатры и т.п. заведения снижают и сумму и скорость обращения, но товары первой необходимости: хлеб, сахар, гречка, лекарства и т.д., в этой же формуле выдают колоссальный рост цен.
Обвинять производителей нелепо. Представьте: Вы что-то производите, у Вас есть помещение, за которое Вы платите, есть работники, которым Вы платите, есть кредиты, и продавая тысячу экземпляров продукции в месяц по 2 тысячи за штучку, получаете прибыль миллион рублей, а если спрос падает с тысячи до 300 экземпляров то Ваша выручка снижается с 2 млн до 600 тысяч, а расходы остаются в размере миллион, и в итоге у Вас минус 400 тысяч в месяц. Банки ничего не прощают, налоговая поблажек не дает, тот, у кого Вы арендуете помещение, предположим, идет на уступки, снижая аренду, работников Вы сокращаете, из директорского кресла перемещая пятую точку днем в цех, а вечером за баранку машины, но все Ваши меры сокращают расходы до 800 тысяч, а выручка 600, и тут два варианта — либо Вы банкрот, либо Вы поднимаете цену с 2 тысяч до 3 просто чтобы предприятие выжило, пусть и без прибыли. Если власти такому производителю говорят: «Ты должен держать старую цену», то такое предприятие просто закрывается.
С импортными товарами история еще проще. Если евро стоил в начале 2020-го в районе 70 рублей, а к концу года вышел на 90 (+28%), то всё, что покупалось в Европе, выросло в цене более, чем на 4.91%. При этом даже у самого-самого российского производителя, если не сырье, то техника и запчасти иностранные.
Торговым сетям, как и малым магазинам, тоже ничего не предъявишь. Расходы у них сохраняются на фоне снижения покупательной способности населения и роста закупочных цен на товары. Всё, что может магазин — это сокращать ассортимент, закупая самое дешевое, а соответственно самое низкокачественное, и если что-то не продалось, то не выбрасывать, а переклеивать срок годности.
Сегодняшняя формула денег, и соответственно инфляции несколько сложнее:
В реальности в этом году у нас будет сокращаться S1, что будет выражено в закрытии малых и средних предприятий, чудом доживших до 2021 года. S2, как показатель закредитованности, будет увеличиваться. S3 при банкротстве бизнесов будет сокращаться, просто потому, что с банкрота ничего не возьмешь. Вырастет доля взаимозачетов — но это по сути натуральный обмен, вылетающий из экономики. При этом перед выборами Кремль расщедрится, начав раздавать деньги, что ускорит показатель C и неминуемо приведет к гиперинфляции.
В либеральной экономической логике эту проблему не решить, иначе как молитвами за рост цен на углеводородицу, а реально проблема в том, что построенное Путиным государство — банкрот, личное банкротство граждан — это следствие государственной политики, при которой государство перекладывало годами свои обязательства (читай провалы) на граждан.
Проблема в том, что расходы государства превышают его доходы. И если чисто экономический кризис преодолеть можно как в 1998-м, то что делать с кризисом системы ЖКХ в стране где износ жилищного фонда 60%, канализации 70%, электросетей 75%? Нам нужно, после 30 лет правления либералов, от Ельцина до Путина, заново отстраивать страну, и мы сейчас реально в худшем положении, нежели СССР в 1945…
Алексей Коваленко