На днях случилось 30-летие со дня проведения референдума за сохранение СССР. Тогда, в последний год «перестройки», подавляющее большинство советских граждан (76,43%) высказалось за то, чтобы сохранить свою Родину. Однако менее чем через год этой Родины не стало, но нельзя сказать, что миллионы вышли на защиту СССР. Почему так произошло?

Понятно, что многие советские люди были дезориентированы поведением государственных и партийных лидеров, которые под прикрытием красивых слов про «гласность и ускорение» (Горбачев) и «борьбу с привилегиями партноменклатуры» (Ельцин) толкали страну в пропасть. Умышленно или по глупости – можно спорить долго, однако от этого не легче. В любом случае, народ они запутали основательно.

При этом была и другая причина, по которой большинство жителей СССР так беззаботно встретили новость о прекращении существования Союза в декабре 1991 года. В тот период и у горе-руководителей в лице Горбачева, Ельцина и прочих, обласканных и зацелованных в Вашингтоне, Лондоне, Берлине и Париже, и у большинства простых граждан, подвергшихся массированной антисоветской пропаганде, в головах укоренилось иллюзорное представление о том, что нас с распростертыми объятиями ждут на Западе, что «заграница нам поможет», и новая Россия (как и новые государства, которыми стали другие советские республики) займет достойное и конкурентное место в глобальном капиталистическом мире. Особенно сильны были такие настроения среди молодежи, которая в тот период просто преклонялась перед всем иностранным. Даже страшно вспоминать…

Надо сказать, что лидеры Запада 30 лет назад действовали очень коварно и расчетливо, просто «душили в объятиях» советских руководителей, которые, как оказалось, были рады пребывать в состоянии самообмана и быстро отказались от коммунистических идеалов. Михаил Горбачев получил Нобелевскую премию мира, стал «лучшим немцем года», поэтому, вероятно, рассчитывал на продолжение карьеры в международном формате и даже не попытался организовать сопротивление «беловежским заговорщикам», распустившим Советский Союз, президентом которого он был на тот момент. Ну а Ельцин, дорвавшись до власти, быстро забыл о своем партийном прошлом и поехал в США отчитываться о том, как рухнул «коммунистический идол».

На этом фоне, сегодняшний Запад ведет себя по отношению к российскому президенту Владимиру Путину гораздо глупее. Очевидно, что если бы западные лидеры, как их предшественники 30 лет назад, российского президента принимали с распростертыми объятиями, хвалили, награждали премиями, снимали фильмы – то, скорее всего, держали бы его под максимальным контролем. Ведь мы помним, что в первые годы президентства Путин, по сути, продолжал ельцинский международный курс и стремился нравиться США и Европе. Однако, на мой взгляд, после разрушения СССР коллективный Запад расслабился, посчитал, что Россия уже не конкурент, поэтому потерял чутье. Демонстрировал свое пренебрежение к российскому руководству. И если Ельцин в пьяном угаре уже ничего не замечал, то Путин постепенно стал обижаться на западных «партнеров». В итоге, эта обида привела к нынешнему плачевному состоянию отношений между Россией и США с Евросоюзом.

Сегодня новый американский президент Джо Байден публично называет Путина «убийцей», Запад штампует антироссийские санкции с поразительной быстротой, стремясь расколоть российский правящий класс, а международная обстановка все больше напоминает времена «холодной войны». Тем не менее, вопреки расчетам западных «партнеров», ставка на серьезный раскол в российских «элитах» пока не оправдывается. Наоборот, все эти выпады Запада только развязывают руки силовому блоку Кремля, который с особым усердием начинает закручивать гайки в общественно-политическом пространстве страны. Сейчас мы видим, что накануне выборов в Госдуму активизация западной антироссийской активности только облегчает задачу репрессивной машине путинского государства. И плюс ко всему, так устроен русский человек (даже если он сам очень критически относится к власти), что когда того же Путина начинают агрессивно атаковать западные структуры, то он интуитивно испытывают отторжение. Особенно это актуально для среднего и старшего поколения современных россиян, которые еще в 1990-е годы получили сильнейшую антизападную прививку, которая действует до сих пор.

В целом, надо сказать, что Запад своей грубой, неуклюжей политикой просто подталкивает Россию к смене неолиберального курса развития страны, максимальному импортозамещению и повороту к реальному социальному государству. Сегодня уже всем здравомыслящим людям очевидно, что без максимальной «опоры на собственные силы», восстановления полноценной системы государственного планирования, новой индустриализации, активной протекционистской политики в отношении отечественного производства, национализации сырьевой и энергетической отрасли, тотального искоренения коррупции, установления в стране климата справедливости через повышение доходов основной массы граждан и ограничение аппетитов сверхбогатых – у России практически нет шансов выстоять и победить в нынешней «холодной войне».

Однако пока Путин, кроме воинственной риторики, не демонстрирует готовности к кардинальным изменениям социально-экономического курса. И это основная претензия лево-патриотической оппозиции к действующей власти. Вместо Кудрина, Грефа, Силуанова, Набиуллиной курс развития России должны определять люди типа Грудинина, Левченко, Глазьева и им подобных. Вместо гонений и репрессий представители левых и патриотических сил должны полноценно участвовать в процессе управления страной, входить в правительство, иметь сильные фракции в федеральном и региональных парламентах. Вместо шельмования советского периода нашей истории наконец-то должна быть дана официальная оценка трагическим событиям 1991-93 годов, закрыт Ельцин-центр и заново открыт музей Ленина в Москве.

Времени для принятия стратегических решений у путинской администрации мало. Потому что экономический кризис, усиленный коронавирусом, продолжается, санкционное давление Запада постоянно усиливается, а в России подрастает поколение, которое, как и 30 лет назад, опять готово верить в либеральные мантры о дружелюбии Запада, который якобы просто из альтруистических побуждений хочет помочь россиянам убрать «плохого Путина». И если Кремль будет дальше лишь усиливать репрессивное давление на инакомыслящих, ограничивать доступ в интернет и проводить фиктивные выборы вместо того, чтобы предлагать народу новые прогрессивные смыслы и реализовывать «левый поворот» в экономике, то режим «осажденной крепости» долго не продержится. Патриотические настроения в народе сильны, но терпение не безгранично. Поэтому, при таком раскладе в обозримой перспективе неизбежно начнется народный бунт, которым захотят воспользоваться реальные враги России. И не факт, что патриотические силы смогут удержать Россию от разрушения по образцу событий 30-летней давности…

Сергей Удальцов