Накануне 1 мая не лишним будет вспомнить, что это не просто «день весны и труда», а день солидарности трудящихся в борьбе за свои права. По крайней мере, именно таким содержанием его наполнили еще в XIX веке рабочие разных стран, добивавшиеся введения 8-часового рабочего дня. Однако в нашей стране на волне антисоветской истерии начала 1990-х из Первомая постарались максимально выхолостить какое-либо классовое содержание.
Вполне логично, что после развала СССР народившейся класс «новой российской буржуазии», помимо искоренения первомайских традиций, постарался максимально выключить своих оппонентов-пролетариев из процесса принятия каких-либо решений в стране. С одной стороны, последовательно превращался в симулякр и фарс институт российских выборов. Другим направлением классовой борьбы российской буржуазии за свою гегемонию стало строительство многочисленных преград на пути создания сильных профсоюзных организаций. И надо сказать, что с этой задачей современный правящий класс в России пока справляется неплохо.
Надо сказать, что наши оппозиционно настроенные граждане часто говорят о необходимости сочетать политические митинги с забастовками трудовых коллективов, что, в теории, окажет мощное давление на власть и позволит добиться реализации многих народных требований, которые сегодня игнорируются. При этом регулярно в пример приводятся масштабные забастовки за рубежом. Однако люди, дающие такие советы, совершенно не хотят принимать во внимание российские реалии. Да, на Западе действуют мощные профсоюзные объединения, которые закалялись в многолетних классовых боях и приучили считаться с собой. Ради справедливости, нужно не забывать и о том, что гораздо более сговорчивыми представителей крупного западного бизнеса сделало наличие альтернативного Советского проекта, который показывал яркий пример того, как труд может выйти победителем из схватки с капиталом. Поэтому в XX-м веке западные пролетарии получили от работодателей серьезные уступки, а профсоюзы набрали значительный политически вес. И даже сегодня, несмотря на разрушение Советского Союза, это влияние профсоюзов, во многом, сохраняется. Недаром, мы регулярно получаем новости о крупных забастовках в Европе и США.
Совсем другая ситуация в России. После 1991 года советскую профсоюзную собственность в виде многочисленных объектов недвижимости (дома отдыха, санатории, гостиницы, административные здания и т.д.) передали Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), тем самым сделав ее руководство очень даже зависимым от власти. Параллельно принимались законы, которые постепенно ограничивали влияние даже «карманной» ФНПР, не говоря уже о других профсоюзных объединениях, более радикально нацеленных на защиту прав работников. Самое интересное, что в 2000-е годы, уже после прихода к власти президента Путина, «антипрофсоюзный» тренд только усилился. Так, например, были серьезно ослаблены законные гарантии для профсоюзных лидеров, которых разрешили увольнять на общих основаниях, без обязательного согласия вышестоящей профорганизации. Логично, что после этого получили широкое распространение расправы с активными профлидерами, которых стали изгонять с работы по надуманным основаниям. Также были ослаблены позиции профсоюзов в процессе коллективных переговоров с работодателем.
И, наконец, в России за последние десятилетия сформировано законодательство, которое максимально затрудняет возможность организации законной забастовки работников. Конечно, с формальной стороны, право на забастовку записано в Конституции, содержится оно и в Трудовом кодексе. Но на практике процедура организации забастовки, прописанная в законодательстве, является настолько сложной и длительной, что ее реализация, по сути, становится невозможной, так как работодатель за это время разными путями может ее без труда сорвать и через суд признать незаконной. Также чрезмерно велик изложенный в российских законах перечень обстоятельств, при которых забастовка вообще не может быть проведена.
Параллельно, даже существующие в России нормы трудового законодательства сплошь и рядом нарушаются, так ка за это порой предусмотрен чисто символический штраф. Для крупной компании с оборотом в миллионы долларов — пустяк, поэтому работодатели часто сознательно идут на нарушения прав работников, зная, что никакого серьезного наказания за это не будет. Также по существующим законам значимое влияние на работодателя может оказывать только профсоюз, который объединяет более 50% работников предприятия или организации, что приводит к ущемлению прав небольших профсоюзных организаций, которые, как правило, являются наиболее принципиальными защитниками прав работников.
Поэтому сегодня надо четко понимать, что несмотря на невысокие зарплаты работников большинства российских предприятий, а также многочисленные нарушения их трудовых прав, профсоюзные организации в нашей стране не имеют достаточных механизмов для эффективной защиты прав трудящихся. И характерно, что за последние 30 лет такая ситуация российскими властями сформирована сознательно, так как эти власти представляют, в первую очередь, интересы крупного бизнеса, который никак не заинтересован в появлении сильных профсоюзов. Потому что тогда надо будет делиться с народом, чего наши олигархи делать категорически не хотят.
Таким образом, мы должны отдавать себе отчет в том, что торможение развития сильных профсоюзов в России при действующей власти будет продолжаться. Это классовая, сознательная позиция обитателей Кремля. Чтобы добиться изменений в трудовом законодательстве, которые усилят позиции профсоюзов и их лидеров, заставят работодателя в обязательном порядке считаться с позицией даже небольшой профорганизации, а также существенно облегчат процедуру организации и проведения забастовки, всем заинтересованным работникам надо политизироваться. Выходить на акции протеста, присоединяться к структурам реальной оппозиции, активно участвовать в выборах и контролировать процесс их проведения. Конечно, это сложная и трудная работа, но без нее вряд ли получится кардинально изменить ситуацию. Как известно, права не дают, их берут. Особенно актуально помнить об этом накануне очередного Первомая
Сергей Удальцов