Сейчас, конечно, все разговоры в информационном пространстве идут о том, когда и где начнется война. На этом фоне другие важные новости просто теряются. Однако нам никак нельзя пропустить появившееся на днях сообщение (со ссылкой на Федеральную налоговую службу) о том, что сбор повышенного подоходного налога (НДФЛ) с россиян, годовой доход которых превышает 5 млн рублей, в 2021 году принес в федеральный бюджет дополнительные поступления в размере 82,7 млрд рублей. Напомним, что повышенная ставка НДФЛ в размере 15% была введена в России в 2020 году в разгар ковидного экономического кризиса. Кстати, тогда Правительство РФ прогнозировало, что общий сбор по повышенной ставке составит около 60 млрд рублей. Но, как мы видим, на практике получилось собрать на треть (!!!) больше. И это, без преувеличения, знаковое событие. Несмотря на то, что дополнительные 82,7 млрд рублей в бюджет – вроде бы не такая большая прибавка. Тем не менее, здесь важен сам принцип.
Как известно, лево-патриотическая оппозиция в течение многих лет добивается введения в России полноценной прогрессивной шкалы налогообложения, чтобы сверхбогатые господа платили в бюджет больше. Это справедливо со всех точек зрения, тем более с учетом того, что капиталы большинства наших олигархов были нажиты, мягко говоря, не совсем законным путем. Давно пора заставить их делиться с народом в гораздо большем объеме, чем сегодня. Такую меру поддерживает подавляющее большинство российских граждан, о чем свидетельствуют многочисленные соцопросы. Однако наши власти упорно сопротивлялись повышению ставки НДФЛ, причем флагманом этого сопротивления был лично президента Путин. Вот, например, что он говорил в 2018 году на своей ежегодной пресс-конференции: «Как только вводится прогрессивный налог, часть граждан, которые получают более высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются сразу зарплаты дополнительные в конвертах и так далее. То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение инвестиционного климата очевидно, поэтому признано это нецелесообразным». И эти мантры из уст обитателей Кремля повторялись из года в год, возмущая патриотически настроенных россиян, которые обоснованно обвиняли власти в неприкрытом обслуживании интересов олигархии.
Отметим, что когда ковидокризис начал душить российскую экономику в 2020 году, а Путину на этом фоне нужно было «обнулиться» через поправки в Конституцию – даже тогда власти решились лишь на символическое повышение НДФЛ до 15% (на годовые доходы свыше 5 миллионов рублей). При этом Министерство финансов продолжало по привычке твердить о том, что более значительное повышение ставки подоходного налога приведет к уходу «в тень» большей части объектов налогообложения.
Но вот прошел год, и выяснилось, что современная система контроля за доходами граждан позволяет эффективно собирать повышенный НДФЛ. И тут, конечно, нужно напомнить о том, что практически во всех развитых странах мира давно действует прогрессивная ставка НДФЛ. Так, в США предельная ставка подоходного налога составляет 39,6%, во Франции — 75%, в Швеции — 56,9%, в Норвегии — 39%, в Канаде — 50%, в Англии — 45%, в Испании — 52%, в Китае — 45% и так далее. Поэтому, когда российские власти обвиняют в популизме лево-патриотическую оппозицию, которая требует существенного повышения ставки НДФЛ для сверхбогатых, то сегодня это выглядит уже совершенно неадекватно.
Таким образом, после получения положительных результатов сбора повышенного НДФЛ за 2021 год, мы должны начать широкую общественную кампанию за введение в России полноценной прогрессивной шкалы НДФЛ с предельной ставкой не менее 40%. При этом, параллельно нужно полностью освободить от НДФЛ доход в пределах 360 000 рублей в год (или до 30 тысяч рублей в месяц). Отметим, что именно такой доход большинством российских независимых экспертов рекомендован в качестве прожиточного минимума.
Если реализовать предложенную реформу налогового законодательства, то мы, без сомнений, получим деньги и на восстановление прежнего пенсионного возраста, и на повышение доходов самых обездоленных россиян. Это как минимум. Ну и, конечно, такая реформа будет важным этапом формирования климата социальной справедливости в нашей стране. Главный вопрос заключается в том, понимают ли необходимость этих перемен в Кремле. Или наши власти будут и дальше играть на стороне сверхбогатых, подталкивая Россию к новой революции?
Сергей Удальцов