Еще в начале спецоперации на Донбассе я написал о том, что «большинство россиян совершенно искренне являются патриотами своей страны, но при этом сегодня от многих из них раздается один и тот же вопрос: «А ради какого будущего мы сейчас вошли в конфликт с половиной мира? Ради чьих интересов нас призывают потерпеть и затянуть пояса?». И действительно, вопросы крайне злободневные. Четких ответов от власти пока не слышно. И чем дольше затягивается эта неопределенность, тем больше будет остывать патриотический настрой населения. А это в ситуации, когда Запад достаточно умело втягивает Россию в затяжную, изматывающую войну, крайне опасно. Наши люди ждут от руководства страны четких и ясных сигналов».

Надо сказать, что и через почти 5 месяцев ведения спецоперации, к сожалению, этих четких и ясных сигналов от власти не появилось. Наоборот, с каждым днем все больше двусмысленности и неопределенности. Несмотря на то, что все прогрессивные силы общества, в целом, давно обозначили желаемый вектор дальнейшего развития страны – «левый поворот» в экономике, максимальная независимость от импорта, масштабная индустриализация, искоренение олигархии, национализация стратегических отраслей, возрождение Госплана, усиление социальной ответственности государства и так далее, кремлевское руководство пока явно не нацелено на существенную смену курса, в соответствии с которым все последние годы развивалась наша страна.

Вот лишь один яркий пример. Когда было объявлено о проведении внеочередного заседания Госдумы 15 июля, появилась надежда, что, может быть, такая экстренность связана с тем, что правительство решило внести на рассмотрение какие-то важные и срочные инициативы по социальной поддержке граждан в условиях нарастающего кризиса. Например, объявить кредитную амнистию и обнуление долгов по квартплате и налогам для социально незащищенных категорий россиян. Или же ввести систему социальных карт для малообеспеченных граждан, на которые государство ежемесячно будет зачислять определенную сумму, чтобы люди могли на эти средства приобретать отечественные продукты питания и другие базовые товары, что параллельно поддержит российских производителей. Или же заморозить на ближайший год рост тарифов в сфере ЖКХ и плату за проезд в общественном транспорте. А может быть, реализовать и более глобальные инициативы лево-патриотической оппозиции, направленные на «левый поворот» в социально-экономической сфере?

Однако, на практике внеочередное заседание Госдумы, интрига вокруг проведения которого нагнеталась целую неделю, свелось, в основном, к утверждению вице-премьером правительства Дениса Мантурова, до этого не один год возглавлявшего министерство промышленности и торговли (эту должность он, кстати, тоже сохранил). Все это, конечно, удручает, так как вместо кардинальных реформ и серьезного обновления кадрового состава руководства страны под новые вызовы и задачи – мы наблюдаем тасование засаленной колоды чиновников, мягко говоря, с не самой лучшей репутацией. Такую тактику властей можно назвать «шаг вперед, два шага назад». История с повышением Мантурова, а также с заменой главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина на бывшего вице-премьера по оборонке Юрия Борисова, ушедшего с этой должности, очень четко характеризует нынешнюю ситуацию. По сути, мы наблюдаем имитацию мобилизации и реформ, о которых так много говорят провластные пропагандисты.

Ну вот, посудите сами. После начала спецоперации даже на официальном уровне были признаны многочисленные проблемы в импортозамещении, за которое отвечал именно Денис Мантуров. Вот, например, в конце июня не какой-то оппозиционер, а видный единоросс, глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров с трибуны парламента рассказал о том, что «не выполнено 17 контрольных точек госпрограммы «Развитие авиационной промышленности», не достигнуты 32 целевых показателя, 33 показателя — без фактического значения, 56 из 65 показывают «технические действия», проектная часть лишь как таковая, то есть то, что надо сделать — отсутствует». Так, в августе 2009 года прогнозировали начало серийного производства первого российского отечественного гражданского самолета МС-21 в 2016-м. Но в 2017-м сообщили уже про 2019-й год, в 2019-м — про 2021-й, в марте 2022-го — про 2024-й. Теперь уже обещают, что это крупное серийное авиа-производство стартует в 2029 году. Похожая история была с импортозамещением выпуска двигателя ПД-14. В 2015 года, судя по документам Минпромторга, планировалось, что локализация с 0% достигнет 100% в 2020 году. А в августе 2021 года выходит приказ министерства о том, что локализация мотора с тех же 0% до 90-100% произойдет только в 2024-м. Аналогичная ситуация и с локализацией топливных систем. Такая же печальная ситуация, по словам Макарова, сложилась в автомобильной промышленности. В 2015 году приказ Минпромторга обязывал довести локализацию производства автоматической коробки передач с 0 до 70-80% к концу 2020 года и обеспечить локализацию до 100% с нуля выпуска системы управления тормозами к концу 2016 года. Вместо этого в 2021 году выходит новый приказ Минпромторга, где уточняется, что локализацию «автомата» от 0 до 5% и блока управления с 30 до 65% надо обеспечить к 2024 году.

Очень четкая характеристика работы Минпромторга, ничего не скажешь. А вот цитата из недавних высказываний не менее видного единоросса, главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса: «Программа импортозамещения провалена полностью. Кроме бравурных отчётов отраслевых ведомств, нет ничего». Примерно в том же духе, только более мягко, говорила на эту тему и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Что уж говорить про представителей левой и патриотической оппозиции, которые об этих проблемах буквально кричали все последние годы!

Немало жесткой критики звучало в последнее время и в адрес вице-премьера Борисова, который в недавнем прошлом радостно рапортовал об успешном перевооружении российской армии и оснащении ее всем необходимым. Однако первые месяцы спецоперации на Донбассе показали, что эти отчеты были сильно приукрашены. Не может похвастаться серьезными достижениями (если, конечно, не ставить во главу угла отсутствие крупных аварий) и Дмитрий Рогозин, руководивший с 2018 года Роскосмосом. Тем не менее, вместо отставки — все эти деятели в результате последних кадровых ротаций сохранили свои позиции в высшем управленческом эшелоне. Мантуров так вообще пошел на повышение, да и Рогозину после ухода из Роскосмоса тоже обещают важное назначение. Вот такое у нас кадровое обновление получается – без обновления…

Очевидно, что в Кремле просто-напросто боятся серьезных перемен, боятся реальной общественной мобилизации, боятся опереться на народ и начать с ним открытый диалог. И понять природу этого страха несложно — ведь столько лет наши власти старательно подавляли любую неконтролируемую сверху гражданскую активность, любое активное инакомыслие, даже если оно носило абсолютно патриотический характер. Обитатели Кремля за долгие годы привыкли к своей несменяемости и непотопляемости, привыкли к монополии на власть, привыкли гнобить оппозицию. И перестроиться, даже в чрезвычайных условиях глобальной конфронтации с коллективным Западом, пока толком не получается. Да, видимо, и не очень хочется. Глядишь, и так «пронесет». А то ведь начнешь поощрять гражданскую активность, но потом как ее обратно загнать в подполье? Начнешь реальную мобилизацию патриотов России, так потом они первые и спросят с кремлевских чиновников за все ошибки, просчеты и преступления. Начнешь проводить честные выборы, так и утратишь монополию «Единой России», при которой так удобно имитировать бурную деятельность и распиливать бюджетные денежки. В общем, страшно и неуютно получается что-то всерьез менять. Поэтому лучше говорить красивые слова про сплочение народа, а на практике ничего не менять и параллельно дальше «закручивать гайки», чтобы держать на коротком поводке всех недовольных и несогласных, даже будь они тысячу раз патриоты страны. Кстати, вот на днях провластное большинство в Госдуме, несмотря на протесты коммунистов, приняли поправки в законодательство, запрещающие проводить массовые акции возле зданий органов власти и на прилегающей к ним территории. Как говорится, нечего беспокоить государственных мужей своими митингами…

В целом, чем дальше – тем больше становится понятно, что рассчитывать на масштабные прогрессивные перемены «сверху» россиянам сложно, несмотря на все чрезвычайные вызовы нынешнего времени. Ожидать, что завтра Путин провозгласит строительство социализма крайне наивно. Классовая, буржуазная природа нашей власти никуда не делась. Поэтому лево-патриотическим силам так важно сегодня активизировать политическую борьбу за социалистические перемены в России, а не уповать только на уговоры и увещевания властей. Поэтому так важно всем сторонникам «левого поворота» самым активным образом принять участие в сентябрьских выборах и проголосовать за команду КПРФ и союзников. Заявить во весь голос о необходимости смены курса развития нашей страны, о необходимости серьезного кадрового обновления во власти. Иначе имитация реформ будет продолжаться и дальше, что в нынешних условиях ставит под сомнение возможность победы России в развернувшемся масштабном противостоянии с Западом

Сергей Удальцов