После начала спецоперации на Донбассе вновь активизировалась общественная дискуссия о необходимости привлекательного образа будущего и новой идеологии для России. Об этом регулярно пишут во всех соцсетях, высказываются провластные и оппозиционные эксперты, а также чиновники и депутаты. Например, если регулярно смотреть программы неутомимого пропагандиста Владимира Соловьева, то эта тема там звучит практически в каждом эфире. При этом, обычно все дискуссии заканчиваются глубокомысленными заявлениями о том, что новая идеология России нужна, иначе реального развития нашей страны не будет. Но этим все и ограничивается, потому что сколько не произноси слово «идеология» — от этого она не появится.
На мой взгляд, все эти бесконечные разговоры про новую идеологию весьма лукавы и больше направлены на поддержание морального духа думающей части российского общества. Вроде бы создается ощущение, что вот еще немного, еще чуть-чуть – и в каких-то тайных кремлевских кабинетах эта идеология будет сформулирована и обнародована. И вот тогда-то уж точно заживем!
Однако на практике никаких тайных кабинетов не существует, да и каких-то гениальных философов, способных сегодня сгенерировать принципиально новую идеологию, не наблюдается. Поэтому в данном вопросе можно согласиться с политологом Константином Калачевым, который недавно высказался по этому поводу в телеграм-канале «Незыгарь»: «Мы опять видим попытку изобрести велосипед: основные идеологии давно описаны. Есть из чего выбрать: от коммунизма и либерализма – до консерватизма и фашизма. Видимо, кто-то хочет на этом карьеру сделать или от бюджетного пирога толику отщипнуть».
И действительно, базовые идеологии давно оформлены и, по большому счету, у путинской России тоже давно существует доминирующая идеология. Она не прописана в Конституции, но именно в соответствии с ней действует власть все последние годы. Эта идеология – суверенный буржуазный консерватизм, которую официальная пропаганда выражает лозунгами типа «Россия – островок стабильности» или «Нет Путина – нет России». Давайте скажем откровенно, даже СВО была задумана как «маленькая победоносная война», чтобы на волне патриотизма еще больше законсервировать существующий политический режим. Да, действия Кремля в данный момент совпали с интересами героических защитников Донбасса, но истинные намерения российских властей не должны укрыться от нашего внимания. Чтобы потом не было горького разочарования от развеявшихся иллюзий. Кстати, слово «консерватизм» происходит от латинского conservo и означает «сохраняю». Но что нам предлагают сохранять?
Олигархический капитализм с его циничной несправедливостью и неравенством? Мизерные зарплаты и пенсии основной части населения? Чудовищное расслоение общества на сверхбогатых олигархов и всех остальных россиян? Несменяемость власти, наглые фальсификации на выборах и подавление оппозиции? Вот самая свежая новость: дефицит мест в российских школах будет на пике к 2024-2025 гг. и может составить до 2,2 млн. Всего с 2000 года школ стало меньше на 42%. Если в 1990 году на 1 школу было 299 учеников, то сейчас – 434. Вот это все мы хотим консервировать? Конечно же, категорически нет! Думаю, с этим согласятся и жители Крыма, и жители Донбасса. А уж их обвинить в отсутствии патриотизма просто невозможно.
Не вдохновляет и прозападная либеральная идеология, приверженцы которой, кстати, до сих пор, несмотря на масштабную конфронтацию с Западом, широко представлены в высших эшелонах нашей власти. Более радикальные либералы после начала спецоперации так и вовсе обернулись откровенными власовцами и национал-предателями. И это очень показательно. В принципе, надо сказать откровенно, сильная Россия и либерализм – практически несовместимые понятия. Если дать «порулить» либеральной общественности, мы очень быстро откатимся обратно в 1990-годы, а суверенитет России окажется под угрозой. Все это мы уже проходили, повторять желания нет.
Различные фашистские и ультранационалистические концепции даже обсуждать не будем. Для нашей многонациональной страны, потерявшей десятки миллионов человек в кровавом противостоянии с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, а сейчас столкнувшейся с новоявленным украинским нацизмом, эти идеи заведомо неприемлемы.
Что же остается? А остается как раз обновленная, адаптированная к современности идеология социализма/коммунизма, которая сегодня снова набирает сторонников во всем мире. Недаром, буквально на днях состоялся Международный форум марксистских партий, организованный Компартией Китая, на котором его участники обсуждали перспективы развития социалистической идеи в мировом масштабе. Среди участников были представлены коммунисты Китая, Вьетнама, Лаоса, Кубы, России, Венесуэлы и многих других государств. На минутку – население только этих стран в сумме приближается к 2 млрд. человек. А ведь сторонников различных левых тенденций очень много по всей планете. По сути – таких сторонников в мире большинство, только пока буржуазия лучше организована. Но это, безусловно, не навсегда.
Очевидно, что в условиях жесткой конфронтации с Западом, которая явно будет длиться долго, самой прогрессивной идеологией, которая позволит России вырваться на передовой уровень развития и стать важным звеном (а возможно, и лидером) нового мирового «красного» блока, является современный социализм. Именно реализация нового социалистического проекта даст возможность на плановой основе сосредоточить все колоссальные природные и человеческие ресурсы России на развитии самых высокотехнологичных промышленных отраслей, фундаментальной и прикладной науки, передовых систем здравоохранения и образования, что позволит нам эффективно осваивать новые пространства, кардинально продлевать жизнь человека, превращать труд из тяжкой повинности в творческую необходимость. Идея, альтернативная омерзительному западному культу потребительства и безграничного обогащения, как и в 1917 году неизбежно привлечет в Россию лучшие умы со всего мира, позволит нашей стране эффективно преодолеть западные санкции и стать реально импортонезависимой. В общем, открываются колоссальные перспективы!
Однако мы видим, что действующая власть как черт ладана боится «левого поворота» и социалистической идеи. На Донбассе наши герои по собственной инициативе поднимают красные флаги, но кремлевские чиновники не спешат поддержать это народное начинание. Наоборот, они продолжают стыдливо драпировать ленинский Мавзолей и затыкать рот коммунистам. Тот же пропагандист Соловьев, который так любит поговорить про новую идеологию и глумливо называет себя «марксистом», буквально свирепеет, как только речь заходит про реальный разворот России в сторону социализма. Совсем недавно он в эфире просто набросился на коммуниста Леонида Калашникова, который упомянул про необходимость национализации стратегических отраслей нашей экономики. И такая агрессивная реакция неудивительна, так как социалистические перемены неотвратимо положат конец процветанию олигархов, коррупционеров и таких деятелей, как сам Соловьев, которые за огромные деньги обслуживают их интересы.
Таким образом, несмотря на нашу искреннюю поддержку самоотверженных жителей Донбасса, мы не должны забывать о том, что только максимальная активизация политической борьбы за социализм реально соответствует интересам жителей России, в том числе – и освобожденных территорий. И надеяться здесь на Кремль, выражающий волю крупного капитала, безосновательно и иллюзорно. Поэтому только укрепление и развитие широкой «красной» коалиции является сегодня эффективным ответом на все споры о новой идеологии для России. Если мыслить глобально, то этот ответ звучит так – социализм или смерть!
Сергей Удальцов