Мировой кризис 2008 года начался с проблем в США на рынке ипотечного кредитования. Причина проста — американские банки в 2004-2006 годах бездумно раздавали кредиты, доведя долю рискованных до 20% и более. Понятное дело, что рискованные кредиты превращались в неплатежи, за которые банки отнимали жильё, вот только в силу массовости данного явления рынок жилья оказался переполнен и желающих покупать это жильё не нашлось. Поэтому у банков кроме неликвидных займов появилась куча никому не нужной недвижимости.
Американские банки, прямо как сегодня правительство России, решили, что для компенсации убытков надо поднять проценты для тех, кто платит (полная аналогия с идеей увеличения НДС до 20%). Однако, вместо ожидаемого идиотами-экономистами роста, увеличение процентной ставки лишь увеличило количество неплательщиков, и в абсолютном выражении доходы банков упали еще больше. Банки вновь увеличили проценты в надежде, что платежеспособные заемщики все же осилят это бремя, но ситуация повторилась. В итоге, не только количество бездомных неплательщиков выросло до неприемлемого уровня, но и суммарная стоимость недвижимых активов США упала с 13 до 8,8 трлн долларов буквально за год-два. Строительная отрасль встала, смежные отрасли остановились вслед за ней, безработица увеличилась, при обесценивании недвижимости кредиты под ее залог стали менее доступны, повалились все сектора экономики — от частных парикмахерских до крупных компаний. И если бы доллар не был бы резервной валютой, то стоил бы он сейчас 3-5 евроцентов.
Сегодня мы наблюдаем ту же логику у Путина и его правительства. Эти господа мыслят в точности, как штатовские банкиры. Типа, мы НДС всего на 2% увеличим, никто и не заметит. Однако, как показала практика ипотечного кризиса в США, по итогам увеличения НДС начнут закрываться предприятия, увеличится безработица и упадет спрос — какой же спрос у безработного? И все мечты, что прошлогодние 4 895 млрд. рублей, собранных по НДС, при увеличении на 2% дадут дополнительные 98 млрд. рублей в бюджет, разобьются вдребезги.
Помимо этого, наши правители решили и пенсионный возраст поднять. Будем честны, не сразу, но фактически, если будут приняты предложения по увеличению пенсионного возраста — это как минимум +1 млн безработных каждый год. Опять же — падение покупательного спроса, а что еще печальнее для правительства — всё больший уход в тень. То есть, попытка в 2019 году на пенсиях сэкономить около 14 млрд. рублей обернется уже в этом году неплатежами в ПФР на куда большую сумму, так как люди сами начнут приходить к работодателям и просить, потеряв веру в пенсию, перевести их на минималку с реальной зарплатой в конверте.
Работодателю это будет очень выгодно. Допустим, сейчас программист в Москве зарабатывает 100 тысяч на руки, то есть обходится работодателю в 140-150 тысяч. А теперь, потеряв веру в пенсию, программист приходит и говорит, что хочет в «серую» работать. В итоге, его переводят на минималку, где-то 10 тысяч, накидывают 22% пенсионных, на руки выдавая 122 тысячи, при этом выводя без всяких мутных схем в дивиденды деньги под 6%, реально себестоимость работника снижается со 140-150 до 130-135, как раз с лихвой компенсируя повышение НДС, и все счастливы. У работодателя экономия, у работника реальный рост зарплаты на 22%.
Осознав, что все их многообещающие реформы привели к сокращению поступлений в бюджет и ПФР, наше правительство, будучи не умнее консультантов американских банков, скорее всего примет решение о повышении НДФЛ, которое еще больше загонит экономику в тень. Будет попытка (не даром же прощупывали реакцию), отслеживать переводы между частными лицами и этот самый НДФЛ навесить на всё, где гражданин не доказал, что он не баран. При этом ценные подарки, если кто не в курсе, для простых смертных — это суммы свыше 4000 рублей, и то еще надо доказать, что это был подарок, а не платеж мамы за услуги сына по помывке посуды и уборке комнаты.
Это ни к чему не приведет, так как работодателю не проблема снять деньги и выдать наличкой, что никак не проконтролируешь, а налоговые инспекции покроются мужскими первичными половыми признаками, разгребая миллионы жалоб на то, что за перевод от жены к мужу и от родителей сыну взяли НДФЛ. Захлебнувшись в жалобах, налоговая начнет пропускать сроки, что при типовой ситуации конвертируется в перегрузку судов по данному вопросу. Государство попробует ввести ограничения на наличные, но и это ни к чему не приведет, потому что работодатель сделает 10-20-30 дебетовых карт на себя, раздаст их сотрудникам и будет официально по банку переводить «себе», а они с них платить.
В сухом остатке, процедура дефолта уже запущена, сегодняшние тупые и жалкие с точки зрения логики, математики и экономики попытки власти выбраться из ямы ни к чему не приведут. У государства есть два варианта — повторение дефолта 1998 года, то есть фактически ограбление всех, кто имел хоть какие-то средства, либо выход из кризиса по методу Бена Бернанке, прозванного «вертолетным Беном» за то, что он вполне разумно в свое время заявил, что выйти из кризиса проще всего, разбрасывая деньги с вертолета.
Как бы парадоксально не звучала мысль Бернанке — но без увеличения доходов конечного потребителя государство обречено. Кто-то думает, что скандинавские страны, раздающие деньги гражданам, — социалистические. Однако они просто здравомыслящие капиталисты, понимающие, что, если у вас появились лишние деньги, вы начнете тратить их на излишества, что неизбежно увеличит количество рабочих мест в сфере услуг. Кстати, в ЕС в сфере услуг уже сейчас больше 70% занятого населения, а в Скандинавии — под 90%. По той же самой причине компартия Китая приняла решение об уменьшении налога на доходы физических лиц, прямо заявив, что это нужно для увеличения внутреннего спроса. Методы, как сделать страну процветающей, есть — опыт Скандинавии, опыт Китая. Нужно только желание властей думать о людях, а не об ограниченном круге друзей…
P.S. Кстати, опять же с точки зрения программиста, дефолт (default) — это ничто иное, как возвращение к базовым настройкам, а в случае экономики и общества — возвращение в реальность
Алексей Коваленко