Очередное осеннее обострение. Накануне 100-летия Октябрьской Революции непременно должен был прозвучать вопрос о захоронении Ленина. И он прозвучал. На этот раз высказался Рамзан Кадыров, который, правда, решил соблюсти субординацию и оговорился, что решать этот вопрос должен президент Путин. Тему сразу же подхватили другие одиозные граждане, например, Жириновский и Ксения Собчак.
Все это не удивляет, такие заявления появляются периодически, к удовольствию всех сторон. Сторонники захоронения делают небольшой пиар, противники получают возможность сделать гневные опровержения, ну а власть выступает в роли мудрого арбитра, заявляя, что «еще не время». Все довольны, внимание общественности на время отвлечено от насущных экономических проблем, Путин выглядит образцом сдержанности и миролюбия.
На самом деле, понятно, что сейчас никто не будет трогать Ленина, так как значительная часть российских граждан считает, что Мавзолей им нисколько не мешает. А может быть, и сам Путин лелеет надежду когда-нибудь прилечь рядом. Как знать? Но в данном случае я хочу отвлечься от этой показной шумихи и высказаться по существу вопроса.
Ненавистники Ленина, обосновывая необходимость его захоронения, постоянно оперируют какими-то мифами. Они говорят, что Ленин завещал похоронить себя рядом с матерью на Волковом кладбище в Петербурге. Но где это завещание, кто его видел? Отмечу, что одним из первых этот миф вкинул в общественное пространство небезызвестный Анатолий Собчак (неудивительно, что его дочь с радостью эту тему подхватывает при каждом удобном случае). Но никто из родственников Ильича не подтвердил, что такое завещание существовало. Характерно, что в 90-е годы администрация Ельцина в надежде найти повод для закрытия Мавзолея обращалась с официальным запросом в Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории, однако получила однозначный ответ — «не имеется ни одного документа Ленина, его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище». Как говорится, обжалованию не подлежит.
Еще «ленинофобы» говорят, что Ленин до сих пор не похоронен, что это не по-христиански, что человек должен быть захоронен по всем правилам. Но постойте, у нас вроде бы светское государство, где правила захоронения устанавливаются не религиозными традициями, а законом. Так вот, Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» гласит, что «погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)». Получается, Ленин похоронен (именно похоронен!) в полном соответствии с законом, потому что его тело находится в склепе, который расположен на три метра ниже уровня земли. При этом, такую форму захоронения определил высший орган власти страны на тот период (II Всесоюзный съезд Советов), и за это решение голосовала вдова Ленина — Надежда Крупская. Опять получается «промашка» с аргументацией в пользу выноса ленинского тела из Мавзолея.
Еще глупее звучат доводы о том, что надо убрать с Красной площади кладбище, потому что эта территория издавна являлась именно кладбищем, которое располагалось возле Покровского собора (он же — собор Василия Блаженного). Да и могила Неизвестного солдата находится неподалеку — что, тоже прикажете ее убрать?
В общем, все это бездоказательная демагогия. Особенно умиляет аргумент о том, что затраты на содержание Мавзолея непосильным бременем ложатся на трудолюбивых россиян. Отмечу, что в 2016 году из бюджета на содержание Мавзолея было выделено около 13 миллионов рублей, что на фоне доходов некоторых наших госчиновников или миллиардов полковника Захарченко выглядит просто несерьезно. При этом значительную часть этих средств покрывают пожертвования граждан, партий и общественных организаций. А ведь еще не будем забывать и о том, что сохранение тела Ленина — это уникальный научный эксперимент, то есть 13 миллионов в основном тратятся на научные цели. Ну а если посмотреть, какие очереди стоят в Мавзолей и прикинуть, сколько денег оставляют в Москве эти туристы (в основном приезжие, в том числе иностранцы), то вопрос отпадает сам собой. На месте властей я бы не терялся, и организовал возле Мавзолея продажу коммунистической атрибутики и сочинений классиков марксизма. Думаю, выручка была бы солидная. На этом фоне приведу один сравнительный пример — по итогам 2016 года долговые обязательства Ельцин-центра перед государством превысили 3 миллиарда рублей. Почувствуйте разницу, как говорится. При этом к Ельцину в народе отношение многократно хуже, чем к Ленину.
В общем, очевидно, что никаких убедительных доводов в пользу захоронения Ленина не существует. Просто некоторым представителям современной российской псевдоэлиты его имя режет слух, напоминает о том, что в нашей недавней истории были времена, когда всех жуликов и воров призвали к ответу по полной программе. Были времена, когда главными ценностями и смыслами были не деньги и нажива, а братство, равенство и солидарность. От этих напоминаний новоявленным «господам» становится не по себе, поэтому они постоянно возвращаются к теме захоронения Владимира Ильича.
Но я думаю, у них ничего не получится. Тысячи людей прогрессивных взглядов в случае угрозы выйдут на защиту Мавзолея. Наша власть не глупа, понимает это, поэтому скрепя зубами терпит Ильича на Красной площади.
Ну а как окончательное решение данного вопроса я предлагаю общественности подумать над принятием закона, вводящего бессрочный мораторий на переименование городов и улиц, снос памятников, перезахоронение исторических личностей без согласия их родственников и т. д. Пора закончить войну со своей историей. В конце концов, мавзолей Мао Цзэдуна в Пекине, мавзолей президента Гранта в Нью-Йорке, мавзолей Ататюрка в Анкаре, гробница Наполеона в Париже не вызывают ожесточенных споров и никому не мешают. Пусть люди сами думают, делают выводы и вырабатывают отношение к великим историческим деятелям, в частности к Ленину. Все остальное — от лукавого.